Глава 3. Аланы – начало пути

  1. Аланы* – тюрки, родом из Алтая.
    А как попали на Алтай, – история другая.
    У летописца Иордана, понятно, кворум,
    Потомкам он оставил «kerti alanorum».
  2. «Кертú» по-тюркски «истинный», что значит –
    Аланы – тюрки. Не переиначить.
    К иранцам через толщу разных призм
    Отнёс их индо-европейский тот центризм.
  3. Напомним всем – далёким, близким странам –
    Лишь карачаевец зовет себя аланом.
    Чечен – вайнáх, и русским был славянин,
    Но только карачаевец «не есть» аланин.
  4. Пока рассказ не начался, отметим,
    Арсен был юморист, так легче детям
    Историю доступно рассказать,
    Учёных-взрослых трудно так понять.
  5. Его ученики историю любили,
    Любовь к истории им так и не отбили.
    И в этом друга моего заслуга есть.
    И это правда, ни к чему нам лесть.
  6. Он так хотел, чтоб люди это знали.
    Не знающий кто он, тот человек едва ли
    Под натиском удара устоит
    И треснет, даже если был гранит.
  7. Монголы изученье запретили,
    Чтобы китайцы корень свой забыли.
    Нельзя историю китайцам вспоминать,
    Кто вспомнит кто он – может и восстать.
  8. Но если справедлив и честен ты,
    Зачем тебе сжигать за ним мосты?
    Историю свою пусть каждый знает –
    Тебя же только он зауважает.
  9. А если «хвост пушист» и дно двойное,
    Истории не по пути с тобою.
    Она как враг. Но можно заменить
    Всю правду ложью и глаза закрыть.
  10. Но для того и создан был Арсен,
    Чтобы разрушить этот мрачный плен.
    Историю народа людям возвратить.
    Где ложь, где правда – чётко расчертить.
    Аланы в I-III веках нашей эры
  11. Итак, аланы начали с Алтая.
    И в первом веке летописи знают,
    Что сила грозная они на берегах Таны –
    К войне привычны тюркские сыны.
  12. Всего шесть сотен лет тому назад
    Танý вдруг Доном стали называть.
    «Танá» по-тюркски значит «тихий» и «спокойный».
    Через Кавказ прошли аланы-воины.
  13. Тот путь на Персию походом завершён,
    В Армении нещадный будет стон
    В те годы первые, что будут в новой эре.
    И в Риме в мощь алан теперь поверят.
  14. И опасенья переходят в страх,
    Ведь конница алан разносит в прах
    Заслоны все, и все войска сметает.
    Наскок, удар – и всё вдруг исчезает.
  15. Стремительность аланского набега
    Тех летописцев не лишила хлеба.
    Нерон хотел алан опередить.
    Удар навстречу, чтоб остановить.
  16. Но в шестьдесят восьмом он умирает,
    Не выполнив свой план. И пострадает
    В году семнадцатом второго века
    Вся Каппадокия от страшного набега.
  17. В сто тридцать пятом легион трещит
    И от аланской конницы бежит.
    Смущает римлян тактика алан –
    То ли отход иль смерти там капкан.
  18. Всем тюркам эта тактика ясна.
    Нужна здесь виртуозность и она
    Проста как мир. Но человек и конь
    Должны быть целым. И пошёл огонь.
  19. Как будто отступая – замани,
    Ряды расстроит – в брешь кинжал воткни.
    Манёвр тот непрост и потому
    С младенчества начнут учить ему.
  20. К лихой езде не каждый привыкает,
    Но тюрки на конях всегда летают.
    И с детства лишь конём они живут.
    У римлян ничего не вышло тут.
  21. На карте у Ахматова находим
    Известья об ещё одном походе
    Алан во Фракию, то будет третий век
    И римлян потрясёт опять набег.
  22. Поля Филиппополя, ныне Пловдив
    В Болгарии, и город сей запомнив,
    От пораженья Гордиан бежит.
    Аланы наступают, Рим дрожит.
  23. Но устоял опять, хотя и треснул.
    Но тюрков тот удар не будет пресным.
    И это только первая волна,
    За нею – гунны, Рим сметёт она.
  24. «Алан» – «идущий впереди», ты знай.
    Тебе так скажет каждый карачай.
    Не признавая для себя царей,
    Живут на берегах Азовского и Чёрного морей,
  25. На берегах Таны и на Кавказе.
    Деталь одну напомним мы об асе.
    Что – не аланин, хоть так принято считать.
    Он – ас-булгарин и алану стать.
    Аланы – один народ, асы-булгары – другой народ
  26. Аланы – тюрки, асы – тоже. Да.
    Их различает принц Абуль-Феда,
    Историк и знаток средневековья.
    Он говорит о близости сословья
  27. Двух этих тюркских ответвлений.
    Они – близки, но разные. Он – гений.
    Кубáнов пишет, что везде всегда
    Их различала летопись тогда.
  28. Так было у китайцев и грузинов,
    Там был и ас с аланом – не едины.
    У венгров тоже асы есть и нет алан.
    Алан мы не найдём у скандинавских стран.
  29. И в «Старшей», «Младшей Эддах» – только асы.
    И нет совсем алан. Зачем напрасно
    Алан и асов так отождествлять?
    Ведь летопись написана тогда, и как не знать
  30. Их современникам – где ас, а где аланин.
    И к тюркам относить, не вспомнив об Иране.
    Но это песня долгая нам не нужна,
    Там нет истории, политика одна.

Глава 4. Гунны перекраивают мир

Обсуждение закрыто.