Книга 22

К Стану 6 753. Имеется в виду 7-й Наджиб (Первый Том Сóда) – вся работа, начиная от самых первых строф и заканчивая окончательной вёрсткой для печати, заняла 87 дней.
К Стану 6 756. См.: «О том, как был создан наш Пророк, а из его Света – всё сущее» (Раздел Третий, Книга 10-я), «Свет Пророка и сотворение мира» (Раздел Пятый, Том Первый, Аль-Баб 1).
К Стану 6 777. Не очень-то доверяя западным исследователям, мы сами посчитали примерный размер этой державы – как с учётом завоёванных стран, не принявших Ислам (Армения), так и принявших веру без прямого завоевания (Индонезия). Чтобы упростить и облегчить подсчёт, взяли современные территории государств и географических областей в миллионах квадратных километров:
Пиренейский полуостров – 0, 582
Мавритания – 1, 031
Марокко – 0, 447
Алжир – 2, 382
Тунис – 0, 164
Ливия – 1, 760
Египет – 1, 001
Судан – 2, 500
Эфиопия – 1, 200
Аравийский полуостров – свыше 2, 700
Сирия – 0, 185
Иордания – 0, 104
Армения – 0, 030
Азербайджан – 0, 087
Ирак – 0, 435
Иран – 1, 648
Туркменистан – 0, 448
Узбекистан – 0, 447
Кыргызстан – 0,199
Афганистан – 0, 648
Пакистан – 0, 804
Индонезия – 1, 904

*Кашгар и Кахистан в Китае (≥?)
Итого: 20, 706 млн. кв. км.
Для сравнения – территория бывшего СССР составляла 22,4 млн. кв. км. (почти 1/6 всей суши). И это не считая – казахов, принявших Ислам (2,717 млн. кв. км); Индии (3,3 млн. кв. км) в «мусульманский» период её истории в эпоху Делийского султаната и моголов-тимуридов с начала XIII –до середины XIX веков; Сицилии (0,025 млн. кв. км), находившейся под правлением мусульман почти два века; и многих других.
Другими словами, арабы создали крупнейшее из всех государств, когда-либо существовавших до них (без учёта мира, завоёванного Зулкъарнáем), и одно из крупнейших государств вообще в мировой истории.
К Стану 6 798. В Хейбаре Али держал голову Пророка на коленях во время ниспослания откровенья и потому пропустил 3-ю молитву. Пророк вернул солнце с захода на несколько часов, чтобы Хайдáр мог выполнить Гъаср намаз.
К Стану 6 799. Одно из названий дьявола в народе.
К Стану 6 816. Некоторые арабские источники утверждают, что войска были остановлены всего в 27 км от Парижа.
К Стану 6 831. Среди которых распространились имена Алан и Алана.
К Стану 6 840. Александр умер в Вавилоне, так и не сумев выйти в поход против арабов.
К Стану 6 905. См. аль-Бидáя уа н-Нихáя, Том VIII, стр. 5 (указанного в указателе имён и терминов издания).
К Стану 6 938. В конце XX века в Индии праздновали 1 400-летие предположительно древнейшей мечети на субконтиненте, находящейся в Керала на Малабарском побережье.
К Стану 6 970. См. аль-Бидáя уа н-Нихáя, Том VII, стр. 152 (абзац второй, раздел «Гъазуат уль -Андалус»).
К Стану 6 984. Все подробности арабо-византийских войн, упомянутые в этом очерке, можно найти в соответствующем Томе книги Аль-Бидáя уа н-Нихáя издания из Указателя:
Том 7 (20-40 Годы Хиджры) – страницы 101 и далее;
Том 8 (41-73 Годы Хиджры) – страницы 24, 27, 30, 31, 32, 45, 58, 61, 66, 78, 81, 94, 115, 313, 347;
Том 9 (74-125 Годы Хиджры) – страницы 7, 27, 34, 52, 61, 71, 74, 76, 81, 83, 84, 88, 116, 169, 174, 188, 231, 234, 244, 256, 260, 303, 304, 306, 320, 321, 324, 339, 351;
Том 10 (126-248 Годы Хиджры) – страницы 73, 75, 105, 109, 111, 113, 115, 129, 135, 146, 147, 149, 150, 157, 160, 161, 162, 165, 166, 169, 173, 175, 177, 179, 206 и далее.
К Стану 6 992. Пророк обещал, что будет первый бой за город румийцев (Константинополь). Он также сказал, что каждый, кто участвовал в этой первой битве за Константинополь – будет прощён Богом.
К Стану 7 003. Короткие гласные в арабском языке не ставятся на письме. Отсутствие таких харакатов (огласовок) делает точное прочтение названия некоторых местностей и городов затруднительным даже для арабов, если они сами не очень знакомы с семантикой других языков. Приносим извинения за все возможные ошибки.
К Стану 7 010. В карачаевском нартском эпосе тюркское название реки Волга – «Итиль» – звучит как Эдиль.
К Стану 7 029. Имеются в виду воины – этнические арабы-христиане, которые проживали только в Сирии и принимали участие в сражение при Мýъта ещё при жизни Пророка.
К Стану 7 060. Все подробности арабо-тюркских войн на Северном Кавказе и в Центральной, Средней Азии можно найти в соответствующем Томе книги Аль-Бидáя уа н-Нихáя издания из Указателя:
Том 7 (20-40 Годы Хиджры) – страницы 123 и далее;
Том 8 (41-73 Годы Хиджры) – страницы 67, 78;
Том 9 (74-125 Годы Хиджры) – страницы 27, 31, 32, 61, 71, 72, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 84, 85, 95, 116, 170, 176, 222, 229, 230, 231, 234, 244, 256, 259, 260, 303, 304, 313, 321, 324, 338;
Том 10 (126-248 Годы Хиджры) – страницы 57, 103, 172, 173, 183, 250 и далее.
К Стану 7 072. Согласно ибн Касúру, воины Маслямы ибн Абдул-Малика вернулись из того Гъазауата т-Тын (так арабы называли ту войну) в Шам путём самого Зулкъарная.
К Стану 7 089. Согласно поверью, сам Пророк положил руку на сердце Шаха Накъшбáнда, оставив там отпечаток – накъш…
К Стану 7 091. См. аль-Бидáя уа н-Нихáя, Том VI, стр. 223.
К Стану 7 092. См. аль-Бидáя уа н-Нихáя, Том VI, стр. 223.
К Стану 7 095. Все подробности арабо-китайских войн, упомянутые в этом очерке, можно найти в соответствующем Томе книги Аль-Бидáя уа н-Нихáя издания из Указателя:
Том 9 (74-125 Годы Хиджры) – страницы 87, 139-142, 175 и далее.
К Стану 7 121. В доступных нам Томах Аль-Бидáя уа н-Нихáя найти полную родословную Халифа Абу Бакра не удалось. Родословная остальных трёх Халифов приводится.
К Стану 7 123. Написать все хасияты Абу Бакра не представляется возможным из-за их многочисленности, потребуется отдельная книга.
К Стану 7 128. Джейд в переводе с арабского означает «хорошо».
К Стану 7 156. Навуходоносор.
К Стану 7 191. Нам ли знать о тоске Абу Бакра к Пророку. Но одна Газель Шаха (14-я Газель Приложения) вспомнилась и нам… Великолепные переводы Газелей мастеров русской словесности заставляют изумиться и задуматься об истинной глубине произведений Хафúза в оригинале…
К Стану 7 218. Названия, местоположения и сохранность всех 14 церквей Дамаска, не считая центральной, можно найти на страницах 21-23 Седьмого Тома Аль-Бидáя уа н-Нихáя указанного нами издания.
К Стану 7 232. Согласно ибн Касúру, разрешение арабским племенам на проживание в междуречье Тигра и Евфрата дал ещё Бухтанасáр-Навуходоносор в 12 веке до н.э. (Аль-Бидáя уа н-Нихáя, том VI, стр. 349).
К Стану 7 292. Речь идёт о доисламском периоде, когда Умару ещё не было и 20 лет.
К Стану 7 307. Аль-Бидáя уа н-Нихáя, том VII, стр. 62.
К Стану 7 331. Достаточно сказать следующее. У шахов Персии был расшитый драгоценными камнями ковёр-карта империи. Небольшой кусочек его (который пришёл в виде Хумса Умару) был отдан Али, который продал его за 20 тысяч (Аль-Бидáя уа н-Нихáя, том VII, стр. 67). Тогда-то и надел Суракъа браслеты ибн Хурмуза, как и обещал задолго до этого сам Пророк… Видимо, общий трофей Мадаина, в среднем, превышал 1 Триллион долларов в пересчёте на сегодняшний день. Тем более, что в следующей Битве Джалюля мусульмане взяли почти такие же трофеи…
К Стану 7 354. Точное название града было Джунд-Сабур или Джунди-Сабур.
К Стану 7 375. Востоковедение, по сути, обслуживает интересы «золотого миллиарда» Западной Европы, монопольно закрепив за ним геополитическую исключительность. Позволяя при этом тюркам, славянам, Китаю, Индии и всему остальному миру иметь свою «уникальную и самобытную» историю, будучи статистами мировой летописи. Что, естественно, не устраивает последних. Которым всё время говорят о «правах человека», при этом не объясняя, где находится эта грань, за которой начинаются или заканчиваются те самые права. Слабые попытки оперировать категориями разума и целесообразности в этом вопросе вызывают у нас полное недоумение, ибо на деле таковыми являются обычные желания эга человека. О чём Бог и сказал в Своей Священной Книге: «Разве не видел ты того, кто взял себе «богом» страсти своего эга?..» Таким образом, самопоклонение (или же потакание желаниям плотской души) является тяжелейшей формой язычества – даже если человек посещает мечети, церкви, синагоги, пагоды. Именно борьбе с этим посвящена Окталогия Ас-Сафú. Расизм, национализм, религиозный фанатизм не входят в сферу прямой компетенции Сочинения, хотя и являются стратегическими союзниками самопоклонения.
К Стану 7 419. Сейф – один из авторитетных арабских историков, на которого постоянно ссылается ибн Касúр наряду с ибн Джарúром и ибн Исхáкъом.
К Стану 7 650. Подробнее о том дереве из оазиса у дома Умм Мигъбад, которое выросло из колючки после плевка Пророка, сказано в Первом Томе Сóда там, где описан Хиджра.
К Стану 7 679. Имеется в виду типовое обращение Аллаха к верующим (муъминам, обладателем Имана) – йá, áййюха ллязúна áманý…
К Стану 7 704. Аише дали ложную клятву, что эта местность называлась иначе.
К Стану 7 706. Этот хадис Пророка был уже приведён в Примечаниях Первого Тома Сóда к Стану 6 381.
К Стану 7 712. Седьмого Тома указанного издания.
К Стану 7 745. Цитата из 2-го Тома Истории Пророков, написанной Саидом-афанди:
Намерение Хусейна привело в замешательство Сакину [его сестру], она сказала, что лучше подождать до конца месяца мухаррам. Сакина долго и ласково уговаривала брата остаться хотя бы для предстояния на Арафе, проведения Курбан-байрама и дня Ашура. Сказано, что они говорили об этом 12-го числа месяца зуль-каида. Посланник Аллаха предсказал, что кровь Хусейна прольётся в месяц мухаррам. И теперь Сакина рассказала Хусейну о том, что узнала от дедушки. Она слышал из уст Хабиба: «Кровь Хусейна прольётся в месяце мухаррам». Ангел Джабраил приходил к нашему Пророку с горстью белой земли. Он передал землю Пророку со словами: «О Мухаммад, из этой земли был сотворён Хусейн». А затем добавил: «Кровь его тоже прольётся на эту же землю». Более того, Джабраил сказал, что, когда приблизится время гибели Хусейна, эта белая земля покраснеет, из неё будет сочиться кровь. Земля, переданная Джабраилом Посланнику, хранилась у Сакины. Она принесла её, взглянула и обнаружила, что белая земля стала красной и сочилась кровью. Опечаленная Сакина вновь пришла в замешательство и, посмотрев на Хусейна,
заплакала. Увидев землю, источающую кровь, и беспокоясь о брате, она попросила его подождать до конца месяца мухаррама. Хусейн не согласился отложить поездку. Предпочитая подчиниться предопределению, он сказал сестре: «Если таково решение Всевышнего, я согласен с этим» (стр.209).
К Стану 7 750. Лишь Мухаммад, сын Ханифы, прикованный болезнью к постели, остался в Медине и не смог в тот день выйти в поход.
К Стану 7 751. Скольких из этих предателей лично убил сам Хусейн (сын Али – величайшего воина земли, не считая Пророков), можно представить себе хотя бы по тому – что его конь Маймун, лишённый всадника, убил 27 человек и 9 коней, так и не
давшись врагам…
К Стану 7 758. Один из великих учёных ранней эпохи Ислама.
К Стану 7 762. В том предании говорится, что Пророк спросил того самого человека – был ли он среди тех 70 людей, которые принесли голову его внука Хусейна в Шам? Получив утвердительный ответ, Расул и сделал то дуа.

Обсуждение закрыто.