Книги 20-21

С О Д / S O D

К Двадцатой Книге

К Стану 5 301. Не делай нас несчастными, Господи, и облегчи.
К Стану 5 348. «Да будет проклят Абу Лахаб». Начало 111-й Суры, посвящённой персонально этому.
К Стану 5 399. Усман был женат по очереди на двух дочерях Пророка Мухаммада (ﺹ). Потому он и носил имя Зи-н-Нурéйн –обладатель Двух Светочей.
К Стану 5 525. Имеется в виду «Газель об Алú – воине Небес» из Первой Книги Ас-Сафú.
К Стану 5 584. Выражение Кáррама Ллáху уаджхахý (Да освятит Аллах его лицо) употребляется исключительно к Алú и никому иному.
К Стану 5 619. Слова из последнего бейта персидского текста газели Хафúза, которая, как правило, приводится 5-й в сборниках. Принято считать, что обычно газели писались в те главы, с какой буквы начинались.

Ведь не сам же Хафúз это рубище в пятнах надел,
Незапятнанный Шейх, отпусти мне грехи на века…

/ Здесь и далее: если не указано, что перевод
наш – переведено другими. /

К Стану 5 622. Согласно преданию, Дадджал-Антихрист будет убит спустившимся с неба Иисусом в селении Луд в Палестине.
К Стану 5 647. Первый бейт 1-й газели Диуáна Хафúза, к которой Джами обращался 5 раз. Аля – это частица арабского языка, обозначающая обращение внимания. Первая строка газели полностью на арабском языке. Сакъи (Виночерпий) – Бог, наделяющий мистическим напитком Любви к Аллаху.

Веселей, Виночерпий! Полней мою чашу налей!
Была лёгкой любовь, да становится всё тяжелей.

К Стану 5 669. Известная история о том, как Шах Накъшбанд приказал одному из своих учеников взломать стену и украсть имущество человека, чтобы опередить настоящих грабителей. После возвращения владельца из поездки, всё было ему возвращено.
К Стану 5 671. * Язид, сын Мугъауии, узурпировав власть в Халифате, приказал убить Хусейна, внука Пророка. Некоторые поэты упрекали Хафúза за то, что первый бейт его 1-й Газели взят из слов Язида на пирах. На что Шах ответил, что мусульманину разрешено брать у неверного.
** Кто-то из поэтов сказал, что льву не подобало забирать кость у собаки. На это Сод ответит, даст Бог, в своей Главе, которая называется «Мигърáдж» в отдельном разделе. См. текст Сóда.
К Стану 5 701. Буквально: «Осёл ходит только по дороге для повозок». Говорится о неизменности сущности чего-либо.
К Стану 5 713. Жив и здоров.
К Стану 5 716. Название 55-й Главы Корана.
К Стану 5 761. Смотри первую Газель Приложения Сóда.
К Стану 5 774. Первые слова 111-й Главы Корана, в которой Сам Аллах проклял Абу Лахаба и его жену.
К Стану 5 800. «Мá аджхаляка би люгъати къáўмика», т.е.: «Нет никого более невежественного чем ты, в незнании языка твоего народа».
К Стану 5 838. * Смотри вторую Газель Приложения Сóда.
** Смотри первую Газель Приложения Сóда.
К Стану 5 891. Таково одно из значений лисы (сагъляб) в арабском религиозном соннике.
К Стану 5 908. Рассказывают, что некоторые Асхáбы видели, как Абу Талиб шевелил губами перед смертью, т.е. сказал шахадат.
К Стану 5 914. В начале «Тысячи и одной ночи» есть такой бейт:

Ля йáктуму с-сúрра илля зú сúкъатин,
Уа с-сúрру гъúнда хыйáри н-нáси мактýм.
Лишь достойный там молчит,
Тайну тем и сохранит.
/ перевод наш /

Буквально: Скрывают тайну только надёжные люди, и тайна у лучших людей бывает скрыта.
К Стану 5 933. В Ихъя Имам Гъазали, который так и назвал свою книгу [«Возрождение наук о религии»], прямо говорит о том, как начётчики-правоведы, на самом деле, изменили суть понятий и представлений, которыми жил Пророк Мухаммад, его Асхáбы и Табигъúны. Были искажены значения базовых терминов – фикх, гъильм, таўхúд, хúкма, зикр/тазкúр. Так, Имам разоблачил устремления людей Внешнего Знания к мирскому, путём их отрицания Сокрытого Знания, и лишения тем самым самих себя даже теоретической возможности борьбы с эгом. Понятно, что именно поэтому он и его труды были преданы анафеме сторонниками внешнего и приверженцами мирского.

К Стану 5 944.

Ведь не сам же Хафúз это рубище в пятнах надел,
Незапятнанный Шейх, отпусти мне грехи на века…

К Стану 5 958. Грехом считается то, что человек сделал сознательно, подчинившись своему эгу, которое побуждает ко злу. Но все Пророки Аллаха лишены такой деятельности эга. Все желания Божьих Посланников исходят только от Него Самого, чтобы научить людей поведению в той или иной ситуации. Когда Аллах собирался простить грехи Пророка Мухаммада – речь шла примерно о том же, о чём идёт, когда мусульмане всего мира читают Салауат Пророку. Солли, значит «прости». То есть, мы просим простить прошедший миг совершенства Пророка Мухаммада, ибо текущий миг его бытия – ещё более совершенен. Таким образом, прошедший миг, будучи тоже совершенным, уже рассматривается как несовершенство. Ибо Познание Аллаха – бесконечно, и духовные уровни Пророка – тоже.
К Стану 5 971. Тексты Тасбúхов с 1-го по 7-ое Небо:
Субхáна Зиль-Мýльки уаль Малякýт,
Субхáна Зиль-Гъúззати уаль Джабарýт,
Субхáналь Хáйи Ллязú ля ямýт,
Субхáналь Мáликиль Къуддýси Рáббиль маля˜икати уа р-рýх,
Субхáна Ман джáмагъа бéйна с-сáльджи уа н-нáр,
Субхáналь Къуддýси Рáбби кýлли шéйин уа Хóликъи кýлли шéй,
Субхáна Хóликъи н-нýр.
Тасбúхи следует говорить, начиная с первого – друг за другом, не перескакивая с одного на другой.
К Стану 5 985. Тасбúх Пророка Ибрахима для нас:
Субхáна Ллáхи уаль хáмду лиЛляхи
уа ля иляха илля Ллаху уа Ллаху Áкбар,
уа ля хáўля уа ля къýўата илля биЛляхиль
Гъалúйиль Гъазым.
К Стану 5 987. На лбу этих ангелов написан Тасбúх:
Нáхну суккáну Сúдратиль Мунтахá,
Субхáна Ман лéйса Ляхý Интихá.
К Стану 5 988. Дуá ангела Хабúба на Сúдрат уль-Мунтахá:
Йá Ман áлляфа бéйна с-сáльджи уа н-нáр,
Áллиф бéйна къулюби гъибáдика с-сóлихúн.
К Стану 5 993. Текст Аттахийáта, который читается мусульманами в намазе во время сидения на коленях после 2-го и последнего рекягъатов:
Аттахийáту лиЛляхи уа с-соляуáту уа т-тойибáту,
Ас-саляму гъалéйка áйюха н-набийю уа рахмату Ллáхи уа
баракáтуху,
Ас-саляму гъалéйна уа гъаля гъибáди Лляхи с-сóлихúна,
Áшхаду ан ля иляха илля Ллáху
Уа áшхаду áнна Мухáммадан Расýлю Ллахи.
К Стану 6 003. * О каких именно годах и пути чего идёт речь – сказать трудно. Обычно, один день у Аллаха – тысяча земных лет. Но, возможно, речь идёт о другом исчислении времени. То же самое касается пути – путь человека, всадника, света, ангела, мысли?..
** До ýммы-общины Пророка Мухаммада, человек, обычно, каждое утро узнавал о своём грехе и о наказании за него. Это становилось известно и остальным. Мусульмане же Пророка получили возможность покаяния – когда их грехи прощаются и скрываются Аллахом.

*** До мусульман остальные общины могли молиться только в определённых местах. Мусульманин же получил право молиться в любом месте на планете.

К Стану 6 015. Исрáъ была ночью, Пророк был отвлечён другими делами. Поэтому он не обратил внимания на сам город Иерусалим, чтобы быть в состоянии описать его. К тому же, все знали – он никогда там не бывал. Поэтому Пророк и испытал такую сильную печаль. Тем не менее, Аллах показал ему картину во всех деталях.
К Стану 6 080. Хафизу Асаду, бывшему президенту Сирии.
К Стану 6 081. * Последними словами Саддама Хусейна перед смертью были – Аллáху Áкбар, Аллах Велик. Что стало для обладателей знания свидетельством Богоизбранности этого человека. Задолго до его (Саддама Хусейна) мученической гибели, шейх Саид-афанди посвятил ему стихи, чего было вполне достаточно, чтобы понять ранг этого правителя, пусть, и ненавистного многим.
** Враги Саддама заявляли, что причиной его Такбира перед смертью, якобы, стало «покаяние тирана». На что им ответили – пусть и они всю жизнь «творят бесчестия», а потом «покаются» перед смертью. Если смогут.
К Стану 6 085. * Бурéйда – Бáрада áмрунá уа сóлях.
** Áслям – Йá Аба Бáкр, салúмнá.

*** Сахм – Хáраджа сáхмука, йá Аба Бáкр.
К Стану 6 100. Прочитав послание, Пророк сказал: Мáрхаба биТýббагъ аль-áхи с-сóлих (саляса маррáт), буквально: «Добро пожаловать, Тýббагъ, праведный брат» (повторив это трижды).
К Стану 6 104. Потомки Ягърýба, йеменские арабы, говорили не на чистом арабском языке, который называется «фýсха». В их языке были примеси. И поэтому тот язык считается условно «нечистым» по отношению к языку Корана – фусхе.
К Стану 6 149. Доктор Шуллер, христианский проповедник из США, был в Абу Нуре зимой 2000 года. Более 40 лет вёл миссионерскую деятельность на 200 стран мира через свою сеть вещания. В пятницу, посетив пятничный урок, американец сказал, что в субботу на приёме у президента Билла Клинтона он будет говорить об Абу Нуре.
К Стану 6 160. На тот момент планировалось закончить Первый Том Сóда Тремя Легионами, но планы изменились и, в итоге, 7-й Наджúб будет состоять из почти Пяти Легионов.
К Стану 6 201. Другими словами, Мугъауия посчитал Али причиной гибели Гъаммара, а не себя самого.
Здесь требуется пояснение. Обычно, суннитские учёные говорят, что и Али, и Мугъауия были правы. Но – Алú был прав больше.
К Стану 6 221. В той же форме, в какой он произносится и сейчас:
Аллáху Áкбар (4 раза),
Ашхаду áн ля иляха илля Ллáх (2 раза),
Ашхаду áнна Мухáммадан Расýлю Ллáх (2 раза),
Хáййя гъаля с-соляh (2 раза),
Хáййя гъаляль фалях (2 раза),
утром –
Ас-соляту хóйрун мин ан-нáўм (2 раза),
Аллáху Áкбар (2 раза),
Ля иляха илля Ллáх.
К Стану 6 222. Ближе к Судному Дню Азáн станут кричать слабые и немощные из-за «непрестижности» этого дела у почитателей мирского, которые «не могут» тратить своё время 5 раз в день на выполнение этой миссии. Понятно, что выбор достойного среди имеющихся в наличии в такой ситуации затруднителен. В итоге, Азáн кричат люди без слуха и голоса, которые не могут чётко произносить слова. То есть, нарушен изначальный принцип, по которому Пророк и выбрал Биляла первым муáззином. Видимо, Халиф Умар уже в Первое Десятилетие Ислама посчитал, что такое время «пришло», раз хотел бросить управление государством и начать призывать 5 раз к молитве Азáном самолично.
К Стану 6 229. Трудности русской транслитерации. Хотя в арабском исходнике стоит буква «а», сами арабы читают «а», в сочетании с кратким «й», – как «ей», а не «ай». Так же обстоит дело, например, со словом гъалéйхим из Первой Главы Корана.
К Стану 6 260. Здесь имеется в виду – Иоанн Павел II. Хотя шейх Ахмад Кафтáру тоже отличался этим.
К Стану 6 261. Вызывает удивление заявление физика Хокинга, так почитаемого всем современным миром о том, что, оказывается, «Бог не успел бы» создать этот мир. Появиться из ниоткуда у этого мира «было» время, а быть созданным Всемогущим Богом – «нет». Такая «вершина» логики и философии современности, возможно, и стала одной из причин расширения Ас-Сафú с Аўтáдов до Индукции, даст Бог…
К Стану 6 262. * Шейх Кафтару говорит об этом словами из книг по усулу фикха:

Аль-гъáмми хуа ллязú ля ягърифуль хýкма ш-шаргъúйя
бидалúлихú.

Иначе говоря, любой человек, кто не знает доказательства той или иной нормы шариата – считается гъáмми. Мазхабом гъáмми является то – что делает стоящий впереди него имам, а не полное выполнение норм одного из 4 мазхабов, как думают люди. Сколько в мире человек не являются гъáмми – очень трудный вопрос. Сотня или менее?..
** Внук Чингисхана, сын Толýя и младший брат Хубилáя.
К Стану 6 286. 1-й, 7-й, 11-й и 12-й месяцы лунного календаря.
К Стану 6 294. В книге, по которой шейх Кафтáру давал эти лекции, было написано, что, когда Умэйя услышал об этом – от страха помочился в штаны.
К Стану 6 295. * Гордые и оскорбительные речи Абу Джахля не понравились роду Бану Зухра (Зухрат), которые доводились Пророку по линии матери. По разным данным, от 100 до 300 воинов этого племени ушли, не приняв участия в грядущем сражении. Это, естественно, сильно ослабило мекканцев морально и материально. Поэтому они не могли позволить уйти ещё и роду Хашима вслед за Бану Зухра, что окончательно деморализовало бы мекканскую армию.
** Роду Хашима, которые являются прямыми родичами Пророка по линии отца, те же речи не понравились ещё больше. Но их силой заставили остаться. Поэтому во время Битвы на Бáдре Пророк Мухаммад запретил своим Асхáбам убивать их.
К Стану 6 332. Удивительно. На Ухуд Джубейр ибн Мутгъим специально нанял убийцу, чтобы тот убил одного из трёх – Пророка, Хамзата или Али…
К Стану 6 359. Здесь имеется в виду не весь западный мир, а только поражённая этим недугом его часть.

К Стану 6 381. Гъунья – это книга, написанная великим святым Къадирúйского тарикъата и муфтием Ханбалитского мазхаба шейхом Абдуль-Къадиром аль-Джиляни. Там и приведён этот хадис Пророка Мухаммада, арабский текст которого мы нашли в Маджмугъатуль Фауаид.

Поистине, Аллах (Могуч и Велик Он) – избрал меня. И Он избрал для меня моих Асхабов, сделав их моими помощниками и зятьями. Поистине, в Ахыр Заман [время перед Концом Света] появятся люди, которые будут умалять их достоинство [клеветой на них, пороча их, не следуя им]. Аля [частица, приказа обратить внимание, с ударением на вторую гласную] – не ешьте с ними. Аля – не пейте с ними. Аля – не заключайте с ними брак. Аля – не молитесь с ними. Аля – не совершайте над ними заупокойную молитву. Ибо на них – Проклятие Аллаха.

Хадис приводится в риуаяте от Áнаса.
К Стану 6 383. Перед битвой Пророк сказал тому старцу, что видит его в Раю и что тот шагает там не хромая, как того и хотел тот старый воин.
К Стану 6 432. Первоначально планировалось закончить 7-й Наджиб на Стане 6 180. Но планы изменились.
К Стану 6 441. Любовь этого Асхаба к Пророку была удивительной: услышав о смерти Пророка, Абдуллах ибн Унейс умер.
К Стану 6 443. * 1-й месяц лунного календаря, который считался священным. Кровопролитие и войны в этот период были под запретом.
** 2-й месяц лунного календаря.

*** Гроздь была размером с баранью голову.
К Стану 6 447. Подарки открывают дверь приближения в сердце для дарящего. Может, поэтому святые так непросто принимают подарки, оставляя их себе. Абсолютное большинство подношений людей они возвращают им же самим.
К Стану 6 454. Название вида пальмового дерева.
К Стану 6 456. * Самое верное решение из всего верного и правильного.
** То есть Ансары предложили дать это всё Мухаджирам. И вдобавок к этому – оставить Мухаджиров жить вместе с Ансарами и оставить их наследниками Ансаров. Таково было предложение Сагъда ибн Мугъаза, поддержанное всеми Ансарами без исключения.
К Стану 6 459. Способ выполнения обязательной молитвы на войне.
К Стану 6 494. По Шекспиру:

That, sir, which serves and seeks for gain,
And follows but for form,
Will pack, when it begins to rain,
And leave thee in a storm.

То есть:

Того, кто служит за барыш
И только деньги ценит,
В опасности не сохранишь,
И он в беде изменит.

Ну чем ни квинтэссенция суфизма?..
Позволим себе перевести классика в вольной форме:

За монету шёл с тобой
Под присягой, был как свой.
Вещи он пакует – в дождь,
Исчезает – в шторм любой.
Кукалыгъы бла атлагъан,
Алтын бла ызны ызлагъан –
Чырмау ийисни эштгенлей –
Къачар, сени учуз сатхан.

И добавим:

Я хоть шут, гороха брат,
Может, той войны солдат.
И таких – не потерплю,
Что деньгою мира «свят».

К Стану 6 499. * Это норма права Торы и Корана – побивание камнями насмерть за прелюбодеяние тех, кто состоял в браке. Существует не для применения, а для устрашения. Ибо –это самая трудно доказуемая норма Божественного Закона, требующая 4 свидетелей. Хотя для любого другого проступка, вплоть до убийства, требуется всего 2 свидетеля. Разгул венерических болезней и моральное разложение западного мира, лишённого института брака де факто – связано, по мнению Верховного Муфтия Сирии шейха Ахмада Кафтару, именно с отменой этой нормы религиозного закона. Уже у иудеев Медины, это постановление Торы было «забыто» и заменено на позор – прелюбодеев возили на ослах, измазав грязью. Хахамы-евреи надеялись получить у Пророка своего рода «индульгенцию». Но Пророк Мухаммад сказал – что и Тора, и Коран содержат хукм раджма.
** Хусойн был самым большим иудейским учёным Медины в эпоху Пророка Мухаммада. Сразу принял Ислам, получив от Пророка новое имя – Абдуллах ибн Салам. Познания мусульман об истинной Тóре связаны, в первую очередь, с тем, что ниспослал Сам Аллах в Коране. А вторую – с Абдуллахом ибн Саламом.
К Стану 6 500. Название сборника преданий и легенд германских народов, частью которого является и «Сага об Инглинах», использованная нами в Аўтáд.
К Стану 6 503. Зависть, если она есть, не покинет человека – пока он не умрёт, продолжая мучать и сжигать его самого изнутри.
К Стану 6 516. Когда Зубейр спросил глав иудейского племени о правдивости слухов, то услышал от них эту фразу: «Между нами и вами нет никакого договора / ля гъахда бейнана».
К Стану 6 539. Здесь, видимо, речь идёт о потерях именно арабов. То есть арабов мусульман и арабов язычников погибло от трёхсот до шестисот человек. Далее мы увидим, что в Гъазауате при Муъта количество потерь со стороны византийской армии не поддавалось даже приблизительному подсчёту. Арабы, как этнос, были нужны Аллаху для распространения Его Религии на земле. Ресурсы их были ограничены. Речь не шла о сотнях тысяч людей. Возможно, поэтому потери были так незначительны.Напомним, что армия Александра тоже была малочисленна по отношению к персам, если верить древним источникам. Но это не помешало ему дойти до Индии и покорить её.

К Стану 6 542. Видимо, речь идёт о нецензурной лексике. Ибо ни шейх Шугъайыб-афанди, ни шейх Кафтару ни разу ни о чём другом так не изъяснялись из того, что нам пришлось слышать от них. Скорее всего, это и послужило причиной такого жёсткого словесного ответа в их адрес от Пророка.
К Стану 6 545. В своё время, Ибн Убэй (глава лицемеров и один из вождей племени Хазрадж) упросил Пророка простить надыритов за их предательство, когда они решили убить его. В доисламский период Бану Надыр были халифами (союзниками клятвы) у племени Хазрадж. В таком же положении находились Бану Къурейза по отношению к племени Áўс, вождём которого был Сагъд. Къурейзиты надеялись, что им, как бывшим халифам, Сагъд позволит уйти, как и надыритам. Но вождь племени Áўс лишь озвучил решение Бога, которое Он Сам вложил в сердце Ансара. Джабраил позже подтвердил это.
К Стану 6 565. Пророк знал от Аллаха, что Абу Суфьян примет Ислам. Поэтому закрывал долгое время глаза на его проделки. В итоге – так и случилось. А опыт с Абу Суфьяном стал для всех нас настоятельным примером настойчивости и возможности. Поэтому данная «операция по ликвидации» носила устрашающий характер, а не исполнительный. Видимо, это и было причиной неоднократного смеха Пророка, когда позже Гъамр рассказал ему о деталях провалившейся операции. Сам Гъамр, судя по всему, был широко известен арабскому миру именно подвигами на этом поприще. Иначе что могло вызвать страх всей Мекки только от одного известия о пребывании Гъамра в городе?
К Стану 6 578. Проще говоря, Гъýръуа советует мекканцам не топить своего, который уже сегодня превосходит глав Византии, Персии и Эфиопии. А завтра – возглавит мир. Вождь Сакъифа советует курейшитам быть рядом с Пророком в момент его зенита славы – а не быть изгоями в бегах от всего мира. Очень полезный совет в наши дни.В отличие от Уалúда, Гъýръуа – принял Ислам и пал мученической смертью от рук жителей Тáифа, призывая их в вере. Пути Господни – неисповедимы…
К Стану 6 580. Другими словами, во главе этой группы паломников – курейшит из Рода Абдул-Муталиба, Хранителя Каабы, имеющий право посещения Каабы больше, чем любой другой человек на свете. Хулéйс упрекнёт в этом мекканцев, которые согласны пустить в город любого бедуина язычника из любой части Аравии – но не Пророка, имеющего больше всех на это право по древнему
обычаю арабов.
К Стану 6 589. * Арабы-язычники начинали все свои соглашения со слов «Бúсмика Ллахýмма» – С Именем Твоим, Аллах, Боже наш.
** Сухейль сказал, что – знает Имя Аллаха из Басмалы, но не знает Ар-Рахмáна (Милостивого) и не знает Ар-Рахúма (Милосердного), мотивировав тем свой отказ от той формы, которой пользуются мусульмане.

*** Алú и так не собирался стирать выражение «Расýлу Ллáх» [которое, в итоге, так и не стёр], но вожди Ансаров – Сáгъд ибн Гъубáда из Хáзраджа и Усéйд ибн Худéйр из Áўса – тоже держали руку Хайдара с той же целью.
К Стану 6 591. Люди элементарно получили доступ к Исламу, Исламу настоящему, а не в слухах и измышлениях язычества и невежества. Поэтому за год после перемирия – Ислам приняло столько же людей, как почти за полтора десятилетия до этого. Другими словами, когда Ислам настоящий – ему невозможно противостоять. Что же сказать о том, когда люди бегут от того, что пытаются выдать за «ислам» в наши дни, отрицая Наследников Пророка Мухаммада (которые и являются живым воплощением настоящего Ислама, как в своё время таким выражением Истины был сам Пророк)? Протестное принятие «ислама» в силу отрицания современного общества – не даёт изменения нрава человека к лучшему. Пророк был прислан «лиутáммима макáрималь ахлякъ» –чтобы довести совершенство нравственных устоев людей, заложенное Всеми Пророками Бога до него, до Абсолютной Высоты…
К Стану 6 592. Приведём этот бейт.

На молитвенный коврик пролей, нечестивец, вино,
Если так повелит тебе тот, кто сильней и мудрей.

К Стану 6 596. Начало 1-го Аята той Сýры, которая так иназывается – Победа.
К Стану 6 599. Имеются ввиду, присягнувшие Бéйгъату р-Ридуáн. Эта присяга была дана под деревом, о котором и идёт речь.
К Стану 6 602. Перевод на карачаевский язык был сделан в последние дни перед набором текста и успел попасть в Сод.
К Стану 6 611. * Удар, нанесённый Али хейбариту Мархабу был такой чудовищной силы, что его сабля рассекла – щит, шлем, раскроила череп и дошла до нижней челюсти богатыря, остановившись там. Можно только догадываться о том моральном воздействии, которое оказало это зрелище на защитников крепости.
** Йасир был очень сильным воином, и мать Зубейра Сафийя, которая была вместе с армией Пророка, боялась за своего сына. Но Пророк сделал дуа и Зубейр легко одолел врага, увеличив уже имевшуюся моральную подавленность хейбаритов от поединков Али.
К Стану 6 612. Напуганные всесокрущающим натиском Али, жители двух последних крепостей успели сдаться без боя. Остальные 9 крепостей Хайдáр взял штурмом. Всего было три крепости Хейбара, из которых Нáгъим, с которой и начинался штурм, была главной. В двух из них было ещё по три крепости, в третьей – две.
К Стану 6 614. Это число погибших назвал шейх Кафтару, которое тоже умещается в интервал 300 – 600, упомянутый нами выше.
К Стану 6 616. В день свадьбы Пророка и Сафúйи следы от удара были всё ещё видны на её лице. Сам ибну Áхтаб был казнён в Медине вместе с вождём къурейзúтов за предательство в 1-й месяц Шестого Года Хиджры. То есть, ударить свою дочь он мог только до этого времени. Хейбар пал во 2-м месяце 7-го Года. Какой же ненавистью к Пророку пылал человек, ударивший дочь с такой силой, что её рана не заживала, по меньшей мере, 13 Месяцев?..
К Стану 6 617. Баранья лопатка сама сказала Пророку, что мясо отравлено. Иудеи знали, что именно эту часть мяса Пророк любит больше всего. Пророк успел выплюнуть кусочек, хотя последствия яда причиняли ему страдания вплоть до его возвращения к Аллаху. Дом сразу окружили, и отравительница была найдена. Узнав, что про яд сказала сама баранья лопатка – она приняла Ислам.
К Стану 6 624. Дядя Пророка Аббас был очень высокого роста.
К Стану 6 627. Возможно, дело в ненависти курейшитов. Хотя шейх Кафтару полагал, что к этому были причастны вожди курейшитов, которые боялись обращения людей в Ислам в результате их прямого контакта-общения с Пророком и его Асхáбами.
К Стану 6 631. Если грязь очень долго топтать ногами – она высохнет и превратиться в пыль, которая, порывом ветра, вознесётся на Небо. Именно такой образ и был использован поэтом-мистиком Востока.
К Стану 6 650. Абу Суфьян хотел перехитрить всех тем, что хочет подписать новый договор на тех же условиях потому, что де – в первом тексте договора не стояла его подпись, как, фактически, правителя Мекки.
К Стану 6 678. * От страха и в ожидании неминуемого наказания и смерти, курейшиты не могли разговаривать. Пока Сухейль, оратор и поэт Мекки, не сказал – что они все надеются на милость того, кого Аллах прислал Милостью всем мирам.
** Слова Пророка Юсуфа своим братьям, которые причинили ему столько страданий – коранический Аят, который и прочитал Пророк своим братьям курейшитам.
К Стану 6 683. Асхáбы любили Пророка больше всего на свете. Поэтому – всё, что радовало его и радовало их сильнее, чем радости, связанные с ними самими. Поэтому Абу Бакр был бы рад принятию Ислама Абу Тáлибом больше, чем Исламу родного отца. То же самое сказал Умар Аббасу – что Исламу Аббаса он рад больше, чем был бы рад Исламу родного отца Хаттаба. Ведь это – порадовало Пророка больше…
К Стану 6 685. Армию.
К Стану 6 690. Это рассказывал шейх Саид-афанди. Аллах так же разделил хитрость на 10 частей, и 9 из них дал евреям.
К Стану 6 712. Смотри Примечание к Стану 6 381.
К Стану 6 726. * Пророк просил Бога дать баракáт-благословение в Йемен один раз, а за Шам – попросил трижды.
** В 2002 году.
К Стану 6 732. Пророк пробыл на этом свете ровно 63 года, если считать по лунному календарю, родившись в 12-й день 3-го лунного месяца Рабúгъуль Аўуáль – и покинув этот мир в тот же самый день спустя 63 года.
К Стану 6 748. Эти Станы рукописи Сóда стали настолько тусклыми – что написанные слова читались с огромным трудом, хотя след карандаша и был виден. Вместе с тем – как и не виден вовсе…
К Стану 6 752. Просим Хафúза сказать вместо нас в последней 7-й Газели Приложения Первого Тома Сóда…

В Сабею лети, мой гонец, мой ветер, мой верный удод;
В обитель высокой души – из этой юдоли невзгод!
Такому, как ты, летуну здесь нечего делать. Спеши
В тот край, где покинутый друг вестей с нетерпением ждёт.
Я вижу его наяву и Бога молю за него.
Спеши: на дорогах любви недолог любой переход.
И с утренним ветром к нему, и с ветром вечерней зари
Летят караваны молитв отсюда который уж год.
Я шлю тебе зеркало-стих: взгляни на деянья Творца,
Восславь, поглядев на себя, обилие Божьих щедрот.
Чтоб войско тоски по тебе не рушило крепость души,
В стихе этом душу свою тебе верноподданный шлёт.
О ты, завсегдатай души, на время ушедший из глаз,
Тебе одинокий певец хвалу всей душой воздаёт.
Я с помощью саза газель для верного друга сложил.
Молю об ответе и жду, когда же откликнется тот?
Сказать ли, какие слова я жажду услышать в ответ?
«Немного ещё потерпи – избавлю тебя от забот.
Я шлю тебе, славный Хафúз, в подарок кафтан и коня.
Ты – музыка наших пиров. Скорей собирайся в поход!»

К Двадцать Первой Книге

К бейту 34 001. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 008. Обращение к 237-й газели Ас-Сафú.
К бейту 34 073. Обращение к 239-й газели Ас-Сафú.
К бейту 34 084. Обращение к 240-й газели Ас-Сафú.
К бейту 34 096. Парафраз Газели Хафúза.
К бейту 34 103. Ни туда и ни сюда.
К бейту 34 107. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 118. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 128. Парафраз Газели Хафúза.
К бейту 34 148. Парафраз Газели Хафúза.
К бейту 34 159. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 170. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 200. Шашлык.
К бейту 34 202. Перо для письма.
К бейту 34 204. Обращение к Газели Хафúза. С парафразом и сохранением слов рифмы в тех же бейтах, добавляя к ним свои перед последним бейтом.
К бейту 34 205. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 216. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 262. Игра слов – между названием местности в Карачае и прямым значением слова.
К бейту 34 269. Одна из 30 частей Корана.
К бейту 34 270. Лёд.
К бейту 34 291. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 292. Из той же Газели Хафúза.
К бейту 34 302. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 303. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 323. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 324. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 335. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 346. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 357. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 368. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 379. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 390. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 401. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 412. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 423. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 434. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 445. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 456. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 467. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 478. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 489. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 34 540. Ангелы, допрашивающие покойников в могиле.
К бейту 34 662. На Востоке Средиземное море ранее называли Белым.
К бейту 35 011. Обращение к 1-й Газели Хафúза.
К бейту 35 022. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 35 033. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 35 044. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 35 055. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 35 066. Обращение к Газели Хафúза.
К бейту 36 171. Парафраз-обращение к Газели Хафúза.
К бейту 36 212. Парафраз-обращение к Газели Хафúза.
К бейту 36 306. См. Указатель Ас-Сафú.
К бейту 36 317. Лютней.
К бейту 36 342. Войска ангелов спускаются на землю с небес на серых или белых лошадях.

Обсуждение закрыто.