Notes / Примечания «Ас-Сафи». Разделы I-IV

А У Т Á Д

К Первой Книге

К бейту 1. * Пророк Иисус.
** Мир.
К бейту 5. * Благословение Пророку.
** Один из четырёх особо великих Ангелов.
К бейту 10. * Ева.
К бейту 13. * «Ассия и Асгард на Кавказе, или по следам Т.Хейердала».
К бейту 15. * Один из четырёх особо великих Ангелов.
К бейту 17. * Арсен Кубанов – выдающийся карачаевский учёный-историк, автор «Ассии».
** Умáр Эльканов, директор Карачаево-Черкесского
Государственного культурно-исторического музея-заповедника.
К бейту 25. * Потусторонний мир после смерти.
К бейту 33. * Амударья.
** Китай.
К бейту 36. * Подробнее : «Ассия» (электронное издание, 2008, 662 с. –
Приложение 12).
** Подробнее: «Ассия»/ 8.4. Правило заимствования.
К бейту 40. * Мифический несуществующий газ.
К бейту 50. * Знак отличия у тюрко-монгольских народов.
К бейту 60. * Двоюродный брат Моисея, умевший превращать
металлы в золото.
К бейту 63. * Первое сражение мусульман с курайшитами Мекки.
К бейту 67. * 10-й предок нашего Пророка.
** Прадед нашего Пророка.
К бейту 85. * Имам Шафигъú, основатель одной из 4 школ
юриспруденции мусульманского права.
К бейту 92. * Коран (1:4).
К бейту 99. * Ад.
К бейту 102. * Коранический персонаж, один из 4 царей, покоривших весь мир.
К бейту 114. * Один из четырёх особо великих Ангелов.
К бейту 117. * Здесь и далее: все ссылки, пояснения и комментарии к исторической части романа можно получить в соответствующем разделе электронной версии «Ассии».
К бейту 270. * Светом.
К бейту 271. * Лев.
К бейту 274. * Выражение «Ля иляха илля Ллах».
К бейту 280. * Вера.
К бейту 295. * Коранический мудрец.
К бейту 320. * Беспорядок системы.
К бейту 330. * Здесь – победа.
К бейту 482. * Предположительно, род Крымшамхаловых происходит от Аббаса, родного дяди нашего Пророка.
К бейту 483. * Одна из 4 школ юриспруденции мусульманского права.
К бейту 485. * Молитва.
К бейту 520. * Судья.

К бейту 528. * День рождения нашего Пророка.
** Призыв к молитве.

*** Пятничная молитва.

К бейту 608. * Пророк Давид.
К бейту 609. * «Чтобы он [Пророк] очистил [людям] их [нафсы]».
** Название глав из Корана.
К бейту 649. * Наш Пророк.
К бейту 738. * Предательство, измена.
К бейту 831. * Молодец.
К бейту 1096. * Джатдай Байрамуков – легендарный воин и защитник Карачая, полный Георгиевский кавалер.
К бейту 1098. * Умáр Алиев – видный государственный деятель СССР и новой истории Карачая.
К бейту 1103. * Карачаевцы, Герои Социалистического Труда Нузулá Курджúева (1948), Пáтия Шидáкова (1949), Зухрá Байрамкýлова (1971), Добáй Узденов (1966), Магомет
Черкесов (1966).
К бейту 1132. * Карачаевская Автономная Область.
К бейту 1133. * 1-й секретарь ЦК компартии Белоруссии.
К бейту 1315. * Имеется в виду фото 1957 года, где стоят вместе воины-карачаевцы, гвардии полковники: (слева направо) Магомет Мамурáевич Дéккушев, Герой СССР Харýн Умáрович Богатырёв, Солтан Кёккёзович Магометов и Аскéр Мырзакýлович Бадáхов.
К бейту 1335. * Президент Сирии Хáфиз Áсад.
К бейту 1575. * Героя СССР Харуна Богатырёва.
К бейту 1605. * Здесь – душа.
К бейту 1607. * Исмаил Семенов – классик карачаевской поэзии.
К бейту 1608. * Хасáн Аппáев, автор романа «Чёрный сундук», был репрессирован.
К бейту 1612. * Халимат Байрамукова – классик карачаевской поэзии и литературы.
К бейту 1615. * Альпакъутла – название 1-го цикла документальных фильмов о воинах-карачаевцах.
К бейту 1623. * Эсде тургъан – название 2-го цикла документальных фильмов о воинах-карачаевцах.
К бейту 1629. * Тау асланла – название 3-го цикла документальных фильмов о воинах-карачаевцах.
К бейту 1632. * Название повести Азамата Суюнчева об Абдулле
Хапаеве.
К бейту 1647. * Умáру Алиеву.
К бейту 1672. * Иерусалим.
К бейту 1701. * Один из уровней геенны.

Ко Второй Книге

К бейту 1835. * Алú.
** Одеяние.
К бейту 1942. * Чужой, чужестранец.
К бейту 1981. * Человек, доносивший людям громким голосом слова
нашего Пророка во время его прощального хаджа, стал
вероотступником и скрылся в Византии.
К бейту 1996. * Приветствие.
К бейту 2005. * Один из наивысших возможных духовных уровней.
К бейту 2006. * Случай из жизни великого святого Бахауддúна
Накшбанди.
К бейту 2007. * Великий святой Накшбандийского Тариката Юсуф
Хамадáни.
К бейту 2008. * Великий святой.
** Особо великий духовный ранг.
К бейту 2010. * Обладатель Божественной Помощи и Содействия.
К бейту 2071. * Здесь – Рай.
К бейту 2072. * Духовные единицы, души созданий.
К бейту 2090. * Страшные народы Яджýдж и Маджýдж, блокированные в одной из долин Зулкарнаем.
К бейту 2098. * Кладбище Медины.
К бейту 2102. * Коран, сура 13.
К бейту 2148. * Заступничество.
К бейту 2151. * Один из авторитетнейших комментаторов Корана.
К бейту 2157. * Коран (4:64).
К бейту 2161. * Наставление.
К бейту 2163. * Здесь – воздержание от чего-либо.
К бейту 2190. * Хафúз.
** Закадычный друг.
К бейту 2194. * Последние бейты прямо перекликаются с известной
газелью Мастера, достигнув апогея в бейте:

Ты, аскет благочестивый, не отмоешь винных пятен,
Хоть в семи котлах бурлящих кипяти свою рубаху.

К бейту 2216. * Полумифическая птица.
К бейту 2217. * Сердцем устремлённые к Богу.
К бейту 2219. * Божественное Содействие.
** Противоположность тауфúка.
К бейту 2234. * Словарь арабского языка в 9 книгах.
К бейту 2241. * Особый ранг сверх великой святости.
К бейту 2243. * Духовный Путь – Тарикат, идущий от Пророка через егосподвижника Абу Бакра.
К бейту 2245. * Знающий, учёный.
К бейту 2268. * Два уничтоженных народа.
К бейту 2283. * Дракон.
К бейту 2358. * Устойчивость и несокрушимость.
К бейту 2403. * Хирка и хиркэ – номинально – одно и то же. Здесь: хиркэ – поэтическое наследие Хафúза. А хирка – духовное наследие Пророка, что априори и было единственной целью Мастера.
К бейту 2413. * Ночь вознесения к Аллаху.
К бейту 2430. * Полководец Чингиз-хана.
К бейту 2436. * Так посоветовал сподвижник нашего Пророка перс Салмáн Фáриси.
К бейту 2462. * Оппонент Имама Газалú был бит во сне плетьми по приказу нашего Пророка. Следы от ударов наяву остались на всю жизнь.
К бейту 2463. * Прощение.
К бейту 2498. * Перо.
К бейту 2554. * «Ха, ха, страстно желая их увидеть», фраза из длинного хадиса, приведённого в «Канз уль-Гъуммáль».
К бейту 2606. * Познавший Бога.
К бейту 2609. * Заманивание Богом провинившегося раба к гибельному концу так, что тот не чувствует это.
К бейту 2611. * Конец жизненного пути, итог пребывания в мире.
К бейту 2616. * Великий святой Накшбандийского Тариката .
К бейту 2673. * Кант.
К бейту 2681. * Хафúза.
К бейту 2735. * Мифическая птица.
К бейту 2736. * Муха.
К бейту 2747. * Сад.
К бейту 2765. * Здесь – Духовной Битве.
К бейту 2775. * Райское Дерево.
К бейту 2825. * Хафúза.
К бейту 2834. * Искренностью.
К бейту 2835. * Тысячей бейтов этого Диуáна.
К бейту 2836. * Коранический сюжет, глава 18.
К бейту 2954. * Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой.
К бейту 2955. * Дамаск.
К бейту 2967. * Количество вещества в химии.
К бейту 3019. * Здесь – набранный зачётный балл в игре.
К бейту 3032. * Проказником.
К бейту 3069. * Ад.
К бейту 3070. * Силача, здесь – сильного духом.
К бейту 3087. * Первое сражение мусульман с курайшúтами Мекки.
К бейту 3095. * Мистики-мусульмане.
К бейту 3099. * Часть главы Корана.
К бейту 3116. * Бога.
К бейту 3118. * Иисус.
К бейту 3129. * Эго.
К бейту 3156. * Император Византии.
К бейту 3162. * Многократный абсолютный чемпион мира по боксу в
супертяжёлом весе.
К бейту 3166. * Святой Бога.
К бейту 3169. * Сердцевина религии и веры в Бога, когда причиной
поступков является не награда, а Бог.
К бейту 3226. * Название 3-й Книги этого цикла.
К бейту 3235. * Смотри первую газель Посещения.
К бейту 3243. * Т.е.
К бейту 3268. * Наставников Духовных Путей, святых.
К бейту 3385. * Особый уровень в знаниях.
К бейту 3420. * Ряда.
К бейту 3440. * Духовной Связью.
К бейту 3441. * Жена Пророка.
К бейту 3465. * Иов.
К бейту 3470. * Мученик, попадающий в Рай.
К бейту 3475. * 1 000.
К бейту 3476. * 10 000.
К бейту 3486. * Обязанностью.
К бейту 3053. * Самая дорогая золотая монета.
К бейту 3059. * Послушника.
К бейту 3514. * Духовный Путь, восходящий к нашему Пророку.
К бейту 3551. * Урока, лекции.
К бейту 3552. * Способности, данные Богом, для проникновения за
любые завесы бытия и небытия.
К бейту 3553. * Очень тяжёлый для понимания мистический трактат.
К бейту 3560. * Начальный раздел книги по юриспруденции.
К бейту 3561. * Омовение.
К бейту 3577. * Разрешение.
К бейту 3581. * Неофициальный чемпионат мира в профессиональном велоспорте.
К бейту 3586. * Обязательный налог с имущества.
К бейту 3596. * Иоанн Предтеча.
К бейту 3659. * 9-й месяц лунного календаря.
К бейту 3710. * Вода из священного источника в Каабе.
К бейту 3752. * Город недалеко от Мекки.
К бейту 3867. * Удар в боксе.
К бейту 3868. * В данном контексте – желание сбить с Истины.
К бейту 4012. * Суперзвёзды профессионального баскетбола и хоккея
конца 20 века.
К бейту 4045. * Запретом.
К бейту 4104. * Перо.
К бейту 4143. * Вода.
К бейту 4153. * Основатель кёкусинкай-каратэ.

К Третьей Книге

К бейту 4321. * Жена Чингиз-хана.
К бейту 4381. * Абу Джахль был дядей Умáра по материнской линии.
К бейту 4389. * Один из ближайших сподвижников нашего Пророка.
К бейту 4404. * Сестра Аббаса.
К бейту 4481. * Ибн Араби.
** Приказом.
К бейту 4482. * Посещение.
** Благословением.
К бейту 4485. * Учёный, в смысле – знающий.
К бейту 4488. * Каабе.
К бейту 4528. * Духовная единица, душа.
К бейту 4602. * Огромный джинн-богатырь.
К бейту 4611. * Эти джинны были родом из Камишли, области на
территории современной Сирии.
К бейту 4616. * Клятвой.
К бейту 4618. * 255-й аят суры «Корова».
К бейту 4673. * Винт и спираль Архимеда.
К бейту 4676. * Халиф Гарун Рашид.
К бейту 4702. * Параллельно с Шееле и, по сути, с Лавуазье, задолго до них «убившим» флогистон, приверженцами которого остались первые двое.
К бейту 4704. * В 1860 году в Карлсруэ прошёл Международный
конгресс химиков, заложивший основы всей современной
науки.
К бейту 4710. * Процессор, предшествовавший Пентиумам, не
способный эксплуатировать даже самые ранние версии
Windows.
К бейту 4712. * Операционной системы Windows.
К бейту 4713. * Римское письмо без интервалов между словами.
К бейту 4718. * Элементарная частица.
** Предсказанная элементарная частица.
К бейту 4729. * Равновесие.
К бейту 4743. * Элитный класс автогонок «Формула 1».
К бейту 4775. * Ночь вознесения к Аллаху.
К бейту 4776. * Свет, посылаемый Богом рабам через Пророков и святых.
К бейту 4784. * Друзья.
К бейту 4807. * Каин и Авель.
К бейту 4875. * Здесь – довольство отца.
К бейту 4897. * «Слава Аллаху», молитва произносимая мусульманами после завершения трапезы.
К бейту 4910. * Подарок невесте, который мог быть неограничен в цене.
К бейту 4922. * Мусульманское бракосочетание.
К бейту 4925. * Название 1-й главы 1-й Книги Аутад.
К бейту 4926. * Здесь – 5 000-й бейт.
К бейту 4927. * 1 000 бейтов.
К бейту 5000. * Здесь – половина 10 000.
** Здесь – народ.
К бейту 5060. * Первая сура (глава) Корана, одно из значений которой «Открывающая Книгу».
К бейту 5061. * Последние слова суры перед «Амин».
К бейту 5267. * Каша.
К бейту 5279. * Имама Абу Ханифы.
** Наивеличайшего, эпитет Абу Ханифы.
К бейту 5361. * Принцесса.
К бейту 5418. * Здесь – народа, обитателей.
К бейту 5473. * Речь Аллаха.
К бейту 5494. * Смотри Водопад Шатров 2-й Книги цикла.
К бейту 5573. * Здесь – мир.
К бейту 5677. * Воздействие, влияние на что-либо.
К бейту 5684. * Восточное название Китая.
К бейту 5691. * Долго тянущейся гласной.
К бейту 5712. * Сад, здесь как образ мечты.
К бейту 5714. * Числу π, т.е. 3,14.
К бейту 5748. * Состоянием Духа.
К бейту 5872. * Химический термин.
** Химические элементы.
К бейту 5896. * В нагретом виде этот металл не поддаётся ковке, ковать можно лишь холодное метеоритное железо.
К бейту 5897. * См. примечание к бейту 5677.
К бейту 5920. * Состояние полузабытья в боксе.

К Четвёртой Книге

К бейту 6072. * Райским садом.
К бейту 6074. * Лучший день в году, перед Курманом.
К бейту 6094. * Кузнечик.
К бейту 6095. * Востоком.
К бейту 6149. * Познавший Бога.
К бейту 6300. * Успокоение.
К бейту 6661. * Сад.

Д В А И М Á М А

К Пятой Книге

К бейту 8001. * Хафúз.
К бейту 8009. * Хафúз.
К бейту 8017. * Хафúз.
К бейту 8025. * Хафúз.
К бейту 8036. * Хафúз.
К бейту 8047. * Хафúз.
К бейту 8057. * Хафúз.
К бейту 8068. * Хафúз.
К бейту 8100. * Хафúз.
К бейту 8107. * Хафúз.
К бейту 8115. * Хафúз.
К бейту 8125. * Хафúз.
К бейту 8129. * Хафúз.
К бейту 8139. * Хафúз.
К бейту 8146. * Хафúз.
К бейту 8151. * Хафúз.
К бейту 8162. * Хафúз.
К бейту 8171. * Хафúз.
К бейту 8180. * Хафúз.
К бейту 8191. * Хафúз.
К бейту 8198. * Хафúз.
К бейту 8209. * Хафúз.
К бейту 8270. * Хафúз.
К бейту 8277. * Хафúз.
К бейту 8283. * Хафúз.
К бейту 8288. * Хафúз.
К бейту 8305. * Хафúз.
К бейту 8312. * Хафúз.
К бейту 8316. * Хафúз.
К бейту 8321. * Хафúз.
К бейту 8332. * Хафúз.
К бейту 8342. * Хафúз.
К бейту 8411. * Хафúз.
К бейту 8419. * Хафúз.
К бейту 8620. * Хафúз.

К Шестой Книге

К бейту 8630. * Хафúз.
К бейту 8635. * Хафúз.
К бейту 8636. * Хафúз.
К бейту 8642. * Хафúз.
К бейту 8646. * Хафúз.
К бейту 8651. * Хафúз.
К бейту 8662. * Хафúз.
К бейту 8672. * Хафúз.
К бейту 8676. * Хафúз.
К бейту 8683. * Хафúз.
К бейту 8691. * Хафúз.
К бейту 9112. * В одном из своих боевых походов Пророк отвернулся и приказал всем своим сподвижникам не смотреть в сторону руин поселения, где жил один из упомянутых выше народов.
К бейту 9271. * Хафúз.
К бейту 9281. * Хафúз.
К бейту 9301. * Хафúз.
К бейту 9311. * Хафúз.
К бейту 9321. * Хафúз.
К бейту 9331. * Хафúз.
К бейту 9341. * Хафúз.
К бейту 9351. * Хафúз.
К бейту 9361. * Хафúз.
К бейту 9371. * Хафúз.
К бейту 9381. * Хафúз.
К бейту 9391. * Хафúз.
К бейту 9401. * Хафúз.
К бейту 9811. * Хафúз.

Ч Е Т Ы Р Е С У Л Т Á Н А

К Седьмой Книге

К бейту 10 070. * Строка песни Криса Ри.
Стан XIX. Наш Пророк сказал: «Умúрту ан áхкума би з-зáхир», то есть «Мне было приказано судить, основываясь на внешнем».
Стан CV. Сод – название 5-й части окталогии Ас-Сафú.
Стан CLIV. «О, мой господин, о, Посланник [Аллаха]», распространённая во всём мире форма обращения к нашему Пророку.
Стан CLV. К адаптированной версии Sonnet LXXVI Шекспира:
For as the sun is daily new and old,
So is my love still telling what is told.
Стан CCXCII. Помощниками.

К Десятой Книге

Стан CMLXI. Сподвижники.
Стан MLIV. * По преданию, Сулеймана ждало 13 вопросов. После того, как он ответил на них, ему был задан ещё 14-й вопрос.
** Планируется завершить 5-й Раздел Ас-Сафú – Сод
– 10 000-м Стáном в завершение 28-го Легиона.

*** Корейская царская династия.

**** Фразеология эпохи Чосон, означающая жадного и нечистого на руку хитреца.

Стан MLXI. Дождя.
Стан MCLI. После совокупления или выделения половых продуктов, а для женщин – ещё после месячных и остановки послеродовой крови. Человек считается осквернённым пока полностью не искупается так, чтобы на теле не осталось сухого места размером с кончик иглы. Также надо прополоскать рот до горла и нос.
Стан MCCXXXIV. Слова песни из корейского фильма «Воплощение
ревности».
Стан MCCXLVII. Святой шейх Сейфулла-Кади.
Стан MCDXVI. Районы Дамаска и Дубая.

Ф И К Х

К Двенадцатой Книге

К Стану 1 632. *
См. Примечание к бейту 4 712 Третьей Книги Ас-Сафú.
**
См. Примечание к бейту 4 710 Третьей Книги Ас-Сафú.
К Стану 1 639. В Ихъя Имам пишет, что, если бы не жадность людей к мирскому, – юриспруденция не имела бы сколь-нибудь важного значения, в силу отсутствия ценности этого мира перед Богом. В итоге, разрешение юристами мирских претензий людей (в погоне за которыми люди теряют приоритет и реальные ценности мира вечного) приводит к их видимой значимости в глазах обладателей богатства и власти. Социальный статус этого класса общества растёт. Что и становится причиной желания изучить и приобщиться к этому виду знания, чтобы достичь его посредством мирских благ. Другими словами, юриспруденция, по сути, превращена в способ заработка и достижения бренного мира, проклятого Богом.
К Стану 1 641. Первоначально планировалось рассказать несколько историй из Ихъя о жизни великих праведников и их наставлениях юристам-правоведам, жёстко погрязшим в мирском и претендующим на роль хранителей религии. Позже планы изменились. Но. Ещё не вечер.
К Стану 1 658. На сегодняшний день первые из 40 Книг Ихъя уже переведены на русский язык.
К Стану 1 661. Гален говорил, что все вместе – лекарства выполняют одну цель, будучи губительными поодиночке.
К Стану 1 671. Малик при всех людях Медины сказал: «Расторжение брака по принуждению – недействительно». За что был бит кнутом, но продолжал рассказывать этот хадис.
К Стану 1 674. Аллаха.
К Стану 1 678. * С учётом, что историческая область Хорасан граничит с современной Туркменией, можно предположить, что речь идёт об ахалтекинских лошадях – очень ценимых и в древности, и сейчас.
** Когда Имам Шафигъи попросил Имама Малика оставить себе хотя бы одного из этих прекрасных скакунов, тот ответил, что не может ездить верхом на животном по земле, где находится тело нашего Пророка. Очередной урок запредельной этики от Великих.
К Стану 1 681. Абдуллах ибн Мубáрак, см. Глоссарий.
К Стану 1 706. *Примерный план по строкам (не бейтам) выглядит так:

Илиада-Одиссея – 29 тысяч,
Рамаяна – 48 тысяч,
Шах-Шамэ – 102-120 тысяч,
Махабхарата – 150-220 тысяч,
Манас – 396-500 тысяч.

Таким образом, иншá Аллáх (если Богу будет угодно), завершением Трёх Томов Фúкха – мы получим около 102 тысяч строк. То есть, то количество, которое есть у Шах-Намэ в наличии. При этом Первый Том Сóда уже готов и содержит около 22 тысяч строк. В итоге, завершением работы над Фúкхом Ас-Сафúвыходит из сферы «Жизни 50 Царей» и входит в «зону гравитации» Пятой Веды.
13 635-й Стан Сóда предположительно станет последним из Станов и будет знаменовать 220 тысяч строк Ас-Сафú, чтобы устремить его к Манасу, иншá Аллáх…
** Индостан. То место, где ступил на Землю и прожил свою жизнь Пророк Адам, прародитель всего человечества, с повествования о жизни которого и начинается Фикх.
К Стану 1 707. * Имеется в виду 1 439 год хиджры.
** Имаму Шамилю.
К Стану 1 708. Первоначально использование арабских чисел рядом с латинскими в нумерации Легионов планировалось начать с Сóда, чтобы подчеркнуть значимость этого подарка арабов миру в контексте повествования о Пророке-арабе. Но даже нам самим латинский счёт представлялся очень непростым, а номера Станов становились не очень ясными по мере увеличения счёта. Для полноты картины Ас-Сафú, Станы имеют сплошную сквозную нумерацию в заполнении 28 Легионов.
К Стану 1 733. Не выдержав боли от ран, тот воин лёг на меч и убил себя. После этого Пророк приказал Билялу прокричать на всё войско громким голосом: «В Рай войдут – только одни верующие».
К Стану 1 737. * См. «О том, как был создан наш Пророк, а из его Света – всё сущее» 10-й Книги Ас-Сафú.
**Слова из песни The Backstreet Boys.
К Стану 1 738. Немного другой риуаят о сотворении всего мироздания и его обитателей из книги «Къаляид уль-Джауахир» был приведён в Первом Томе Сóда (20-й Книге Ас-Сафú) – с упором на другие обстоятельства сотворения мира Богом. См. Аль-Баб 1. Приветствие / Свет Пророка и сотворение мира.
К Стану 1 761. Гъубудия – так называется поклонение Богу, Хиляфа – Халифат-наместничество человека.
К Стану 1 764. Именем Аллаха земля попросила архангела Джабраила не брать даже малую её часть, чтобы люди не горели в Аду.
К Стану 1 765. Согласно легенде, по воле Всевышнего архангел Азраúл приходил к Пророку Сулейману в образе водоноса.

К Стану 1 766. *Из газели Хафúза с выводом:
Сотрапéзник, сердце у Хафúза,
Словно свечка, тает от тоски…

** Другая газель Мастера, которая перекликается подобными
мотивами с вышеупомянутой:
Если мне не дотянуться до густых твоих
кудрей –
Значит, сердце виновато, значит, руки
коротки.

Выводом о желании встречи с Богом:
Отвори ворота, если постучится в них Хафúз
– Он годами, бедный, жаждал мною утолить
зрачки…

К Стану 1 768. Пока повествование Фúкха идёт на основе Истории Пророков и Танбúха, посвящённых этой теме. Оба вышеупомянутых труда являются базовыми сочинениями дагестанского святого шейха Саида-афанди аль-Чиркáви, которые доступны всем желающим в профессиональном русском переводе.
К Стану 1 771. Рассказывают, что шейх Хасан аль-Басри слышал хáтыф (Божественное внушение) о том, что до него переплыть это Море смог лишь Алú.
К Стану 1 772. Это выражение, которое произносил сам Пророк перед толкованием рассказанного ему кем-либо сна, по-арабски звучит так: «Хóйран лянá уа шáрран лиагъдáина». Мы же употребили его в более вольном значении.
К Стану 1 774. Гъáдам – небытие. Или же состояние, предшествовавшее созданию любого творения Богом.
К Стану 1 775. На тахмúд Альхамду лиЛлях (Слава Аллаху) чихнувшего Адама Творец ответил: «Ярхáмука Рáббука, йá Áдам», что означает «да смилуется над тобой твой Господь, о Адам». Видимо, поэтому сегодня, услышав Альхамду лиЛлях на чихание чихнувшего, слышавший этот тахмúд говорит Ярхáмука Ллáх – да смилуется над тобой Аллах.
К Стану 1 778. Добро пожаловать, мой Любимец.
К Стану 1 781. В следующей Книге Первого Тома Фúкха, инша Аллах, мы расскажем о знании, как таковом, и о его значении и превосходствах.
К Стану 1 791. Религиозные начётчики исказили как значение термина «знанье» (о чём будет сказано в Книге «Унух»), так и значенье термина «таухид»-единобожие (о чём скажем в Книге «Ибрахим»), которые в списке Имама Гъазали о 5-ти искажённых понятиях идут вторым и третьим пунктами, вслед «фикху» (о чём уже было сказано в Книге «Адам»).
К Стану 1 804. Призыв к Тарикъáту (пути для духа), в отличие от Шариата (пути для тела) – запрещён. Человек должен решить сам – хочет ли он идти путём Познания Бога? Ведь, чтобы попасть в Рай – достаточно и Шариата. Поэтому обычно говорится о плюсах суфизма, но открытый призыв вступить на эту дорогу отсутствует.
К Стану 1 805. Бесплатный обмывальщик трупов – давно общепринятая формулировка описания работы святых по отношению к своим ученикам. Никто не согласен выполнять такую грязную работу бесплатно и постоянно. Но только так можно отсеять искренних. Наш подход более жёсток – в наши дни они, фактически, выполняют нашу работу вместо нас, подмывая нас от нечистот. Ибо мы так и остаёмся детьми на всю жизнь и сами не способны на это. В своё время, Шах Накъшбанд за один лишний шаг своего мурида разрушил Бухару и тот мурид духовно умер. А в наши дни, как говорил шейх Сейфулла-Къади, святым приходиться чуть ли не заискивать перед своими муридами. Которые, видимо, настолько духовно слабы, что вообще ни на что не годны. Хотя и настоящие тоже есть. Поэтому в последние века метод пробуждения духовной сущности человека уже не работает, хотя муриды и усердствуют в зикре и рабите. Подробнее см. Талхис.
К Стану 1 806. Впритык, как раз.
К Стану 1 810. В курсе лекций о Сúре-жизнеописании Пророка, шейх Кафтару упомянул этот хадис:

Утлюбуль гъúльма уа ляў би с-Сын.

Что можно перевести как: «Ищите знание, даже если оно в Китае». Таким образом, он подчеркнул, что – любое знание, полезное для этого или того мира человека, надо приобретать.
Пренебрегая этим, мусульмане сегодня являются слабейшей общиной мира в мирских достижениях. Хотя в эпоху самого Пророка и его сподвижников, и в первые Три Века – на земле не было никого сильнее в плане знания и мирских мощностей. За любую переведённую книгу в любой области знания платили золотом, по весу равным весу книги. Многие труды Аристотеля и десятков других античных учёных сохранились для мира исключительно благодаря их арабским переводам. В Самарканде и Бухаре их знали и изучали раньше, чем в Оксфорде и Сорбонне.Подробнее см.: 2-я часть Предисловия к «Канону врачебной науки» (Издательство «ФАН» Узбекской ССР, Ташкент, 1981г.), написанная Петровым Б.Д.
К Стану 1 816. Приветствие. То есть – это поклон приветствия, а не поклонения или богослужения. Другими словами, любой земной поклон или поклон, совершаемый с намерением – что это поклон созданному Богом творению, чья природа не является Божественной – не является язычеством, хотя и запрещено шариатом Последнего Пророка до Судного Дня. Именно поэтому, когда один из сподвижников из чрезмерной любви сделал земной поклон Пророку Мухаммаду, тот сказал: «Ля тáфгъаль». То есть, сказал: «Не делай так». Но не сказал, что это язычество или неверие. Известно, что Пророк никогда не молчал на запретное и не мирился с ним.
К Стану 1 820. Имеется в виду 10-й Аят Суры Аль-Фатх: «Поистине, присягающие тебе, о Пророк Мухаммад, – присягают Аллаху».

К Стану 1 825. Говорят, ангелы прилетали и в страхе просили тогда ещё Гъазазиля, чтобы он сделал за них мольбу-дуа, дабы их обошла сия чаша. Тот не сделал дуа за себя, из гордости посчитав, что ему-то нечего бояться, но сделал дуа за них всех.
К Стану 1 826. Согласно преданию, сам Пророк положил ладонь на сердце шейха Бахауддина, которая оставила там свой отпечаток. Поэтому его и назвали Шах Накъшбанд, от арабского «накъш» – гравировка…
К Стану 1 834. Мáхром для женитьбы на Еве для Адама стало троекратное чтение Салауáта Пророку Мухаммаду, который является господином всего его потомства и заступником всего живого в Судный День, ради которого Аллах и сотворил все миры и их обитателей. Подробнее см.: «О том, как был создан наш Пророк, а из его Света – всё сущее» 10-й Книги Ас-Сафú.
К Стану 1 837. Из 124 000 Пророков Аллах в Коране по имени назвал 28.
К Стану 1 854. Название 3-й Книги Ас-Сафú.
К Стану 1 855. Чтобы избежать религиозного фанатизма и облегчить взаимопонимание всех конфессий, Ас-Сафú использует эту риторику – непрощённые и прощённые Богом в итоге. Ибо, как сказал Пророк Мухаммад, «… дела – по их хáтиме». Где хáтима/хауáтим – то, с чем умирает человек и с чем он, в итоге, предстанет перед Создателем.
К Стану 1 858. Имеется в виду следующее. Почти 75 000 строк Ас-Сафú (имеющиеся уже сейчас) были записаны менее чем за 2 года и 5 месяцев, из которых почти год прошёл без работы над окталогией. Может ли человек за 17 Месяцев сам осилить такие объёмы без Его прямого содействия?..
Возможно, первоначальный план за 92 Дня закончить Фикх в 50 000 строк заключался в усилении этого впечатления. Не исключено, что при удачном стечении обстоятельств – нас всё ещё вернут к этой или более грандиозной задаче, элементарно выключив сотовый телефон на неопределённое время…
К Стану 1 860. * В тексте Ас-Сафú, возможно, будет довольно много опечаток или даже грамматических ошибок, не влияющих на суть повествования. Если бы нас интересовало мнение критиков или литературного бомонда – приложили бы усилия по их исправлению, на что нет времени. Работа с корректорами требует опять много времени и сил на разъяснение замысла Ас-Сафú, который и нам самим не всегда ясен.
Если же в исчислении Станов и бейтов будут ошибки в нумерации, доставляющие дополнительные неудобства –приносим свои извинения.
** Следуя примеру Мастеров прошлого, многие образы впредь не будут расшифровываться, если это не вредит смысловой передаче повествования.
К Стану 1 861. Золото и серебро не плакали по Адаму потому, что таково было решение Господина по отношению к Его рабу. Ответ удовлетворил Аллаха. Статус золота и серебра был поднят до Судного Дня так, что человек стал нуждаться в них.
К Стану 1 866. Арабы называют Ирак – áрдуль-фúтан – «земля смут». И смуты там продолжаются по сей день.
К Стану 1 875. То есть, каждая из этих 300 Преград (данных человеку после произнесения Истигъáзы «Агъýзу биЛляхи мин аш-шайтáни р-раджим» в состоянии худýра) – будет равна расстоянию от земли до неба. Даже если предположить, что оно всего 500 лет (таково расстояние между небесами) – умножая это на 300, получим весьма внушительную величину.
К Стану 1 876. Иудеи разделились на 71, христиане на 72, а мусульмане на 73 группы или течения. И в каждой из этих трёх общин только по одной группе осталось на верном пути. Остальных же дьяволу удалось сбить с истины.
К Стану 1 883. Другими словами, если Асхабы за всего несделанную Одну Десятую от повелений Аллаха и Пророка попали бы в Ад – в таком случае, их относительный коэффициент духовного совершенства в пересчёте на абсолютные величины должен быть, вероятно, как минимум, 91%…
К Стану 1 937. Ахмад ибн Ханбал, Имам Мазхаба.
К Стану 1 938. Карачаевское название планеты Венера.
К Стану 1 957. Имеется в виду пресловутый индо-европеоцентризм, который, по сути, стал «узаконенным» шовинизмом «золотого миллиарда» Европы, о котором не принято говорить вслух. Как следствие – действие породило противодействие где-то пантюркизмом, где-то ещё чем-то. Ведь никто не хочет быть «второсортным». В итоге, каждый пытается доказать свою «первородность» или «отжать» великие этносы Истории в свою генеалогию у тех, кто уже обошёл их в этом. Всё было бы очень смешно, если бы не так грустно.
К Стану 1 958. Внуки Пророка Мухаммада – Хасан и Хусейн.
К Стану 1 959. Сказал Султан Познавших Бога, шейх Ибн уль-Арабú: «То, что я утверждаю, состоит в следующем: грехи обитателей Дома Пророка Мухаммада являются таковыми во внешнем образе-проявлении (фи с-сýрати) – но не по сути (филь-хакъúкъати), ибо Аллах Всевышний уже простил их грехи Своей Опекой, сказав: «Иннамá юрúду Ллáху лиюзхиба гъанкуму р-рúджса Áхляль-Бéйти уа ютóххиракум татхúра» (Ахзáб, 33). То есть: «Поистине, Аллах хочет удалить от вас скверну-риджс, Обитатели Дома его, и очистить вас очищением». И нет скверны-риджса более скверной – чем грехи». Говоря иначе, всё – что происходит с ними из страданий –воспринимается нами как Скрытые Божественные Предопределения (аль-Макъáдир аль-Иляхúя).
К Стану 1 967 . Ас-Сафú: Аўтáд, Книга 1-я, Глава 14 – «О язычнике-огнепоклоннике, попавшем в Рай».
К Стану 1 968. Имеется в виду убеждением и приверженностью идее, а не сутью. Ибо являлся ли человек суфием на деле – станет ясным только на Арасате.
К Стану 1 969. Пророк никогда и ничего не делал просто так, а только повелением от Всевышнего для наставления всего живого, сотворённого Им.
К Стану 2 000. Божественное Облегчение в делах.

К Тринадцатой Книге

К Стану 2 001. Ахырата, вечного мира.
К Стану 2 005. См. Вторую Газель Приложения Фúкха.
К Стану 2 013. См. Пятую Газель Приложения Фúкха.
К Стану 2 163. Способ.
К Стану 2 164. Имеется в виду смерть духовная, вызванная грехами людей и отсутствием у них Познания Бога.
К Стану 2 247. Американский спецназ из 400 человек только после 6-часового штурма смог убить 14-летнего внука Саддама Хусейна Мустафу, понеся большие потери – мальчик в одиночку сдерживал натиск после смерти отца Къусая, дяди Гъудея и охранника Абду-с-Самада. Вот и потомки рода Пророка. Вот та самая храбрость арабов, о чём уже говорилось в Сóде.
К Стану 2 281. Старинная карачаевская поговорка «ары чалкъы – бери оракъ» буквально переводится как «туда коса – сюда серп». Описание беспринципных людей, которые поступают исходя только из личной выгоды в любой ситуации.
К Стану 2 286. В переводе с арабского языка – ﻕﺎﺑ – «остающийся вечно».
К Стану 2 311. Шакъман Джатдоев – начальник разведки ВВС Южной Ставки сил Варшавского договора (1985-1987гг.).
К Стану 2 332. Рассказывают, что Дербент был основан Зулкъарнáем. С этим и связывают процветание города и его место не только в географии, но и мировой истории. По некоторым данным, его возраст превышает 5 000 лет.
К Стану 2 351. Что перед Концом Света война придёт в Шам и враг будет остановлен под Ярмýком, в том самом пригороде Дамаска, – говорилось давно. Как сбылось это пророчество (как, впрочем, и многие тысячи других) – так же сбудется пророчество о выходе в мир вышеупомянутых племён перед Концом Света. Иншá Аллáх, рассказ об этом также ждёт читателя.
К Стану 2 400. Океан.

К Четырнадцатой Книге

К Стану 2 401. Истина.
К Стану 2 472. Аллах предписал рассказать людям о тех милостях, которыми Он одарил Своего раба.
К Стану 2 473. Когда решение о предначертанном Богом деле будет принято в Скрытом мире и решение об его воплощении поступит в мир Явный.
К Стану 2 520. Согласно другому риуаяту, Гъáйс и Якъýб прожили 147 лет. Они умерли в один день и были похоронены в одной могиле рядом с могилами Ибрахима и Исхакъа в Бейт уль-Макъдисе (Иерусалиме). Якъýб завещал похоронить его там, хотя остаток жизни провёл с сыном в Мúсре.
К Стану 2 589. В оригинале её речь звучала так:
Субхáна Ман джáгъаляль мулюка гъабúдан биль
мáгъсыяти уа джáгъаляль гъабúда мулюкан би т-тóгъати.
Рýхуль-Байáн, Том 4, стр. 280.
К Стану 2 594. Этот термин означает половое бессилие (Рýхуль-Байáн, Том 4, стр. 282.). Поэтому присутствие рядом самого прекрасного из всех мужчин осложнило всё для Зулейхи и, видимо, стало причиной её прощения, уготованного ей из Предвечности.
К Стану 2 615. Десять братьев от другой жены Якъýба.
К Стану 2 717. Об этом ещё 5 веков назад писал великий исламский учёный Имам аш-Шагърани в Мукъáддиме (Предисловии) к его книге «Ляуáкъих уль-Анýар иль-Къудсúйя филь-Гъухýд иль- Мухаммадúйя», что утверждение о том, что Коран и Сунна не содержат доказательства суфизма является неверием – куфром.
К Стану 2 781. Не верится в простое созвучие и игру слов.
К Стану 2 782. См. Примечания к Стану 6 494 Первого Тома Сóда.
К Стану 2 800. Даже ведя счёт и бейтам, и строкам, и Станам мы не раз сбивались при переносе нашей рукописи на электронные носители, да и просто самой записи. Что говорить о том, если бы этого всего не было вообще.

К Пятнадцатой Книге

К Стану 2 801. В Пророка Мусу Аллах вложил такое, что его любили без исключения все созданные Им творения.
К Стану 2 807. Арабский текст первого свитка Моисея, со ссылкой на Тýхфа, приводится во Второй Главе Второго Тома Танбиха, написанного шейхом Саидом-афанди.
К Стану 2 808. Нижний, 7-й Уровень Ада, предназначенный лицемерам.
К Стану 2 816. Надеюсь, мой читатель одолеет разночтения книжного и повседневного русского языка. С уважением, автор.
К Стану 2 903. В арабской рукописи книги Ас-Сифруль Асна шейха Хасана-афанди читаем: «… кто не верит в Святых Аллаха – причиняет им страдания (азá) словами или делами. А кто причиняет им страдания – вступает в войну с Аллахом, как им и было обещано [в риуаяте хадиса къудси]: «Кто причиняет вред Моему святому – тому Я объявил войну…». И Аллах не воюет ни с кем кроме неверного (кафир), как это объяснил Ибн Хаджар в книге «Аль-Фатауа»» (стр.58-59).«Сказали Имамы: Аллах никогда не начинал войны ни с кем из ослушавшихся большими грехами (лиахад мин аль-гъусат), кроме – отрицавших Его святых и ростовщиков. А с кем Аллах ведёт войну – тот не будет счастлив никогда» (стр.130). И это при том, что ростовщичество считается грехом более тяжким, чем прелюбодеяние с матерью. Об этом Хасан-афанди писал в Талхисе (стр.68). Вторая цитата приводится автором со ссылкой на 33-ю страницу книги Ибн Хаджара «Аль-Фатауа аль-Хадисия».
К Стану 2 942. Саид-афанди пишет: «Сафура, оставшаяся одна после того, как муж отправился на поиски огня, озябла, и мучительные схватки не давали ей покоя. Услышав её стоны, к ней подоспели джинны из ближнего ущелья, развели огонь, она согрелась, и приняли у неё роды».
Позже, пастух отвёл её к отцу, а после Муса ежегодно навещал семью в Мáдъйане. Когда же Фараон был уничтожен, Шугъайыб отправил семью Мусы в Миср.
К Стану 3 001. Как в своё время язычники Мекки говорили Пророку Мухаммаду и что Сам Аллах назвал в священном Коране
«асáтыруль-аўуалúн».
К Стану 3 003. Другими словами, знанье не есть следствие зазубривания или даже переваривания информации. Подобно врачу, знающему о вреде курения, но продолжающему курить. Напротив, оно – свет, который укрепляется в сердце и становится средством преображения своей личности и окружения.
К Стану 3 090. В терминологии Ас-Сафú – олимпийский – это всё, что связанно с финальными стадиями битвы с нафсом.
К Стану 3 091. * Аллах подчинил Дауду железо, которое становилось в его руках мягким, как медь.
** Среди 5-ти Пророков Особой Твёрдости есть и Иисус, который является одним из 4-х Абсолютных Аўтáдов Ислама – единственной религии, с которой приходили все Пророки Бога, начиная с Адама.
К Стану 3 200. Особо Избранный из Чистоты – один из эпитетов Пророка Мухаммада, которым обращается к нему живое на Небе и Земле.

К Шестнадцатой Книге

К Стану 3 201. В Коране Аллах называет Псалтырь Давида – Забýр.
К Стану 3 206. В Ихъя Имам пишет о том, что все достохвальные науки были преданы забвению настолько – что даже человек, упоминающий о них, стал ненавистен людям. Что мы и наблюдаем в наши дни, но так дело обстояло уже в 4 веке хиджры. Поэтому Имам Пятого Мазхаба, который не сохранился и не дошёл до нас, сказал:«Если увидишь такого учёного, который окружён многочисленными друзьями, знай – это неистинный учёный. Иначе люди возненавидели бы его за ту правду, которую он говорит…»
Нечего добавить к вышесказанному.
К Стану 3 320. И всё же учёные полагают, что речь в хадисе шла не о присутствии этих качеств вообще в природе человека, чтобы считать его лицемером – а о доминировании этих черт характера в сущности. Уа Ллáху Áгълям…
К Стану 3 326. Люди Истины. А не внешних доктрин, сект, течений.
К Стану 3 399. Таким образом, Битва с нафсом ведётся не ради достижения духовных высот, способности творить чудеса или даже святости – а только ради воплощения Его предписания вести это Духовное Сражение.
К Стану 3 400. Как все Великие Воины борьбы духа с эгом.
К Стану 3 418. 102-й Аят Суры Бакъара, в своём толковании, говорит следующее: «Эти иудеи оставили Тору и стали следовать книгам колдунов, написанные шайтанами при жизни Сулеймана. Сулейман никогда не был колдуном сам и не обучал никого колдовству. Не Сулейман, – а шайтаны стали неверными из-за составления этих книг, следованию им и обучению людей, чтобы сбить людей с пути Истины. Шайтаны также обучали людей знанию, которое Бог передал ангелам Харуту и Маруту, жившим в Вавилоне. Но и те ангелы не обучили ни одного человека колдовству, иначе как, предупредив, что они – присланы испытанием для людей, чтобы научившиеся колдовству стали неверными. И они остерегали их от впадения в неверие. И только после этого, если желающий настаивал – ангелы обучали его. Те люди научились тому, что разлучает мужа и жену. Но любое колдовство и все колдуны могут повредить лишь с дозволения Бога. Так –шайтаны, иудеи и колдуны – обучаются друг у друга колдовству, которое вредит их мирской и вечной жизням. Иудеи знали, что не увидит Рая тот, кто, отвернувшись от Торы [Книги Бога], выбрал колдовство. Если бы они знали об уже ожидающем их наказании на том свете».
К Стану 3 446. Камень под мечетью Къýббату с-Сахрá в Иерусалиме, откуда Пророк Мухаммад был вознесён Самим Аллахом за пределы мироздания в Ночь Мигърáдж. Находится на территории Мáсджид уль-Áкъса (Отдалённейшей Мече-ти) в Палестине и поныне, которая является одной из 3-х основных Святынь Ислама.
К Стану 3 543. Согласно ибн Касúру, разрешение арабским племенам на проживание в междуречье Тигра и Евфрата дал ещё Бухтанасáр-Навуходоносор в 12 веке до н.э. (Аль-Бидáя уа н-Нихáя, том VI, стр. 349). Об этом уже говорилось в Третьем Томе Сóда (Аль-Баб 75. Объединение персов вокруг Яздаджирда).
К Стану 3 565. * Объяснение разума и его 4-х Частей будет в следующей Книге Ас-Сафú, иншá Аллáх.
** Мухаммад аль-Бáкъир, потомок Пророка Мухаммада, 5-й шейх 1-й Сильсили Накъшбандийского тарикъата.
К Стану 3 600. Эпитеты Бога.

К Семнадцатой Книге

К Стану 3 601. Иисус среди всех Пророков считается самым бедным (в плане наличия денег и имущества), так же, как Пророк Соломон считался самым богатым (в том же плане). И тот, и другой были зáхидами-аскетами.
К Стану 3 607. Блоки для стройки.
К Стану 3 658. Здесь имеется ввиду Сура Корана, а не Раздел Ас-Сафú.
К Стану 3 662. «Алаша» по-карачаевски означает «лошадь».
К Стану 3 667. Эпитет Пророка Гъúсы.
К Стану 3 669. Дагестанский шейх Саид-афанди аль-Чиркави.
К Стану 3 679. Сод, Том Первый (Аль-Баб 1. Приветствие. «Свет Пророка и сотворение мира»).
К Стану 3 680. До общины Пророка Мухаммада люди из других общин мира каждое утро видели на дверях их домов название совершённого греха и полагающее наказание за него. Прощение грехов без наказания – особенность мусульман.
К Стану 3 708. Именно поэтому Пророк Мухаммад, которому Бог простил всё прошлое и грядущее, молился так много, что его ноги опухали и кровоточили от непосильного (для всех простых людей) выстаивания молитвы – чтобы быть рабом, благодарным Богу…
К Стану 3 709. Первоначально планировалось начать Сод со Стана 4 001.
К Стану 3 737. Приведём то Примечание из Первого Тома Сóда: «Это норма права Торы и Корана [раджм] – побивание камнями насмерть за прелюбодеяние тех, кто состоял в браке. Существует не для применения, а для устрашения. Ибо – это самая трудно доказуемая норма Божественного Закона, требующая 4 свидетелей. Хотя для любого другого проступка, вплоть до убийства, требуется всего 2 свидетеля. Разгул венерических болезней и моральное разложение западного мира, лишённого института брака де факто – связано, по мнению Верховного Муфтия Сирии шейха Ахмада Кафтару, именно с отменой этой нормы религиозного закона. Уже у иудеев Медины, это постановление Торы было «забыто» и заменено на позор – прелюбодеев возили на ослах, измазав грязью. Хахамы-евреи надеялись получить у Пророка своего рода «индульгенцию». Но Пророк Мухаммад сказал – что и Тора, и Коран содержат хукм раджма».
К Стану 3 834. Подробнее об этом уже говорилось в Станах 7 286 – 7 289 Девятого Наджиба Ас-Сафú.

V ̅ MMCCLXXXVI / 7 286
Палестина вся – сдалась.
И Умару присягнула,
Джúзья с них со всех взялась,
Если с нами разминула
Вера этих христиан –
Иисус судья всем нам,
Что рассудит, как придёт,
Время это настаёт…
А пока хапáр один
Надо в деле рассказать,
Чтоб то дело пояснять,
И тогда – и в век годин
Что попозже: иудей
Не вошёл чтоб среди дней.
V ̅ MMCCLXXXVII / 7 287
Есть условие такое,
Чтоб ключи нам передать
Христианами. Другое
Не поймут, им не принять.
Долго с ними враждовали,
Уговора в том желали.
… Средь учеников Кафтару,
[Не грузить чтоб стеклотару],
Был один. А дед его –
Был советником Султана,
Что Абдул-Хамид, пусть, рано
Свергли силою того.
В общем, знают это в Шáме,
Проясненьем в Панораме…
V ̅ MMCCLXXXVIII / 7 288
И Умар – пообещал:
Иудея в град не пустит.

К Стану 3 882. Могилой. Пророк Закария был убит и первоначально похоронен в Нáбульсе. Затем его тело перенесли в Хáлеб (Алеппо).
К Стану 3 884. Центральная мечеть Омеядов в Дамаске, бывшая церковь.
К Стану 3 945. В некоторых тафсирах написано, что буква «фа» из этого слова является серединой всего Корана.
К Стану 4 000. Ошибка при воспроизведении видеофайлов.

К Восемнадцатой Книге

К Стану 4 001. * Первые слова известной поэтической темы, которая идёт оживляющей нитью через всё жизнеописание Пророка Мухаммада во всём исламском мире не одну сотню лет.
** Паучка.
К Стану 4 006. Термин «литерация» введён для удобства. См. Глоссарий или же общий Указатель всего Ас-Сафú, который, иншá Аллáх, станет частью Гида – отдельной книги, где будут собраны все содержания, примечания, глоссарий и указатели имён и терминов ко всем Разделам окталогии.
К Стану 4 017. Шейхан – 2 шейха. Применительно к Сóду, это Верховный Муфтий Сирии шейх Ахмад Кафтару и шейх Саид-афанди аль-Чиркави. В силу обстоятельств, третьим там стал шейх Шугъайыб-афанди аль-Багини, живший в конце XIX – начале XX веков, которого Сод называет Шейх Шамуúли – его вклад в эти части Ас-Сафú необычайно огромен…
К Стану 4 022. Подробнее об этом основополагающем термине бытия и небытия было уже сказано в Станах 5 233 и 5 234 Первого Тома Сóда.
К Стану 4 026. К бейтам Газели Мастера:

Прав был Джамшúд, а не Бахрáм. Вином наполни чашу!
Весь мир – пустыня, и не там Бахрáмова могила.
И муравьи не трогать их просили Сулеймана…
Запомни, просьба малых сих великим не претила.

15-я Газель в Приложении этого Тома Фúкха.
К Стану 4 027. К бейтам Газели Мастера:

Я прекратил погоню за мудростью когда
Вдруг ощутил поводья любви и красоты.
Мне служба у порога даёт немало прав:
Нет-нет да и посмотрит Хозяин с высоты!

16-я Газель в Приложении этого Тома Фúкха.
К Стану 4 100. Гъáмра ибн Абуль-Гъáса – известного участника многих дипломатических миссий курейшитов к правителям того времени, которых он знал лично.
К Стану 4 142. Эти 100 верблюдов Абу Бакр раздал бедным по совету самого Пророка, воздавая хвалу Всевышнему.
К Стану 4 268. Имеется в виду общепринятое и уважительное обращение к лицам высшего духовного ранга и сана – Рáдыя Ллáху гъáнху уа ардáху.
К Стану 4 326. 9-й месяц лунного календаря мусульман, в который им предписано держать пост-оразу. Отдельные отрывки Книг и Глав могли писаться (и писались) в разное время, что не должно смущать читателя. Так, например, Легионы получили все названия сразу. Станы, предваряющие или завершающие Легионы, были записаны за два-три приёма.
К Стану 4 327. Одно из имён Пророка Мухаммада, которым Сам Аллах обращается к нему и называет его в Коране.

К Девятнадцатой Книге

К Стану 4 601. Печати.
К Стану 4 635. Это особенность Газелей Хафúза. Которые, подобно Корану (не в прямом, а переносном смысле), имеют явные и скрытые значения, причём – в огромном количестве. Что невозможно объяснить даже поэтическим гением, но только – Шах-Набатом, полученным Шахом в своё время от самого Али…
К Стану 4 636. * Слова Газели Хафúза:

Словно войско африканцев, горе чёрное отступит,
Перед воинством румийским щёк твоих бежит без боя.

** Указание на ещё одну Газель Хафúза:

А ты, бездарный стихоплёт, с Хафúзом не тягайся:
Согласье слова и души – дар, свыше вдохновенный.

Совет мухе-магасу не тягаться с Симургом.

Хафúз, в искусстве слова соперник твой – ничто.
Молчи, не соревнуйся с ничтожеством, поэт.

К Стану 4 945. * Очередное обращение к Газели Хафúза:

Может, сладостная спросит: «Где мой верный попугай?»
Попугаи любят сахар, хоть учёны и мудры.

** Там же:

Диво ль, коль от слов Хафúза, сладкогласого певца,
Небожители запляшут под мелодию Зухры?

В оригинале на фарси: небожитель – Пророк Гъиса.

Обсуждение закрыто.