1 256-й Год Хиджры

Шейх Шамиль начинает собирать войска в Шатое на территории Чечни

V ̅ MMMCDIX / 8 409
Дагестан так – потеряли.
Так – Чечню там обрели.
Пораженьем все считали,
Дело, дескать, на мели.
Он – ушёл и не вернётся.
Не оттуда всходит Солнце
Веры в мире для Имама,
Чтит Хункáра Панорама
От – Пророка что была…
Скоро это мир узнает,
До Медины дошагает,
Где могила и ждала
На Бакъúгъ… Не для примера –
Уничтожить лицемера…
V ̅ MMMCDX / 8 410
Сколько ж тут говорунов,
Что Имама «в хвост и в гриву»,
Богом был расчёт суров,
В Ад пойдут они огниву…
То Имам наш «был шпион»,
То «предателем стал» он.
На том свете – разберутся,
Чашки в деле где, где блюдца…
С верой кто из них скончался?
Про Бакъигъ – не говорю,
В Цвет Любой Календарю,
Чтоб завистник разогнался
Прям до Ада, в Джаханнáм –
Объяснят кем был Имам…
V ̅ MMMCDXI / 8 411
Или – в Хáуию, пускай.
Что в Аду всех будет ниже.
Лицемеров это край,
Что кусать пытались иже
Всё Хункáра Шамиля…
Всех отправит в те края
Бог Всевышний – за Имама.
Зверь сказал про это – прямо…
… Нижняя Чечня пришла* –
И к себе звала Хункáра,
Неожиданностью дара,
Помощь Бога так дошла.
Тем Шатой он покидает,
Книга дело это знает…
V ̅ MMMCDXII / 8 412
Что же им Имам сказал?
(Пусть, от третьего лица,
Где не проза правит бал,
Зверя Счастлива Пайцза…)
Тем шатóйцам говорит,
Чтобы знал младой пиит:
Кунакáми у Имама,
Знай, шатойцев диаграмма.
Дали там ему приют,
Мир где тягостным бывает,
Áхуль-гóх не забывает,
Утешенье будет тут.
Лишь в Шатое – утешенье,
В остальном же – огорченье…
V ̅ MMMCDXIII / 8 413
Нижняя Чечня зовёт,
Шариат чтоб нёс Имам.
Что, Шатой, – идёшь в поход
По Хункáровым стопам?
Чтобы дело – возглавляли
И Имаму помогали.
И шатойцы согласились,
Всем охраной огласились,
Что – Имама охраняет…
Не подпустят никого,
Даже друга своего,
Так Аллах оберегает
От коварства всех людей,
Вероломством кто сильней.
V ̅ MMMCDXIV / 8 414
Ахбердиль сюда явился,
Что Мухáммадом я знал,
Вновь Хункáру подчинился,
Примечанье коль читал.
И Пятнадцать он привёл,
Чтоб Имам покой обрёл.
Микаúл здесь Хаўкарú,
Храбреца того узри.
Был ещё Кадиласул,
Что Мухáммад, всем известный,
Он хронист для нас прелестный,
Имамата весь посул
Записал, до нас донёс,
Вестью правды превознёс.
V ̅ MMMCDXV / 8 415
Нижняя Чечня – склонилась
Перед Бога Шариатом,
Дверца мира приоткрылась,
И закрылась за адатом.
Русских рвут они погоны,
Что старшины в те стороны –
Пред Имамом, на глазах
У людей, Велик Аллах…
Надо – в горы уходить
Из Шалú и Кирмичúка,
Где равнинами нет стыка,
Чтобы русским угодить:
Те селения – сжигали,
За Имамом вслед шагали…
V ̅ MMMCDXVI / 8 416
Неожиданный развод,
Вслед за Áхуль-гóх в миру…
Вновь Имам Шамиль не тот,
Возвращается в игру…
Хоть того – не ожидали,
Лицемеры снова «встряли».
Им Аллах опять вершил
Судьбы, хоть и не спешил.
Деться могут все куда? –
Вся вселенная – Аллаха,
А при мне моя рубаха,
Передать Вам, господа.
Всем от Бога не сбежать,
Правоверным в благодать…

Жители Чиркея, которые были главной опорой в Áхульго, помогая осаждённым, проявили покорность и повиновение Имаму Шамилю

V ̅ MMMCDXVII / 8 417
Амирхан Чиркейский тут,
Шейх Чиркеевский ещё,
Третьего с собой ведут –
Чтобы стало горячо.
Первый, что мурид Имама,
Тарикъáта Панорама.
Искренний второй там друг.
Так любви замкнулся круг.
Всё в Актáш-аýхе было –
Клятву верности принёс
Там Чиркей, себя вознёс,
Мраку вновь его могила.
Дагестан соединился
Так с Имамом. Счёт – открылся…

Власть шейха Шамиля распространяется на всю страну от Аргунского ущелья до Алхан-Юрта в Малой Чечне и на все селения Большой Чечни до ауховцев и ачкадыковцев – жалобы генерала Пулло на неспособность противостоять Имаму

V ̅ MMMCDXVIII / 8 418
Вся Большá Чечня – уж с нами,
В Малой тоже мы цветём.
Продвигаясь при Имаме,
Не зачахнет водоём…
До Аýха с Качкадыком,
Мрака воплей страшным криком,
От Аргýна в Алхан-юрт –
Имамата вольный джурт,
«Родиной отцов» у тюрка
Это слово бытовало,
Вслед Хазарии шагало,
Коим ни к чему мисюрка,
Был в бою у них свой шлем,
В отвлечение от тем…

Военно-административное устройство Имамата: мудúр – глава идарата-управления, в который входили от 4-х до 8-ми къура-округов во главе с наúбами-наместниками

V ̅ MMMCDXIX / 8 419
Къýра – округом зовётся,
Где кириллицы устой.
И запомнить нам придётся,
Ведь порядок там – простой:
Управляется – наúбом,
Не на Западе ведь диком.
Те – мудúрам подчинялись,
Что Имамом назначались.
До восьми наúбов мог
В подчинении иметь
Так мудúр, где власти плеть
Всю вручил Имаму Бог…
Просто, без администраций
И ненужных нам простраций…

Ахбердиль Мухаммад Хунзахский – наиб Гехи-къура, Шугъайыб Центороевский – наиб Мичик-къура, Джавадхан Даргоевский – наиб Шали-Кирмичика, Ташав Эндиреевский – наиб Аух-къура

V ̅ MMMCDXX / 8 420
Гехи-къýра – Мухаммáд,
Сын Ахбéрди, что Аварский,
В целом мире знают, брат,
Родом тот наиб Хунзахский.
Центорóя Шугъайыб,
Что прославленный наиб,
Мичик-къýра возглавляет,
В Имамате каждый знает.
Джавадхан*, что из Даргó –
В Шали-Кирмичúк-къурá,
Третьим округом игра,
Где наиб за своего.
Был в Аýх-къурá Ташáв
Эндиреевский из глав.

Имам Шамиль прогоняет от себя тиндинцев и багвалальцев, а также веденоевцев

V ̅ MMMCDXXI / 8 421
Тех и тех, всех прогоняет.
Жёсткий в деле оборот,
Где Хункáр всё дело знает,
Оборотами берёт.
Примечанье* почитать,
Чтобы мне не рифмовать.
Там подробно, громогласно
И с историей согласно.
Чтобы каждый дело знал –
В Вере слабости уж нету,
Хоть изгою, хоть аскету,
Не на тот пришли причал.
Мы Хункáру подчинились,
И в дорогу устремились.

Продвижение муридов в сторону Осетии до селения Чуумикли

V ̅ MMMCDXXII / 8 422
Есть дорога там одна
Русских – надо перекрыть,
Потому она важна,
Тем походу тому быть.
Был ещё один там храм,
Посетить хотел Имам,
Тхáба-Ерды что зовётся
И в верховиях найдётся
Áссы, где теперь Назрань
В Ингушетии, как знаем.
Вместе с ним туда шагаем,
Интересно как ни глянь:
В храм туда – никто не входит,
Так молва в честном народе.
V ̅ MMMCDXXIII / 8 423
Есть священный свиток там,
Суть его не разглашая,
Автор книги скажет нам,
Понесла перекладная.
И в поход Имам пойдёт,
В Чуумúкли он войдёт,
Что Чуо-Мулкá зовётся,
Географией найдётся.
Кто-то звал его Мулкóй
Разногласием у дела,
Разночтенье подоспело
В этом мире под луной.
Мы к тому – давно привычны,
С риуаятом закадычны…
V ̅ MMMCDXXIV / 8 424
Никого он не убьёт
И имущества не тронет…
[Здесь мустáшрикъа «прибьёт»,
Снова что тихонько стонет].
Есть дорога в Имамат,
Пусть, не каждый делу рад.
Или можно русских гнать,
Местью им за то воздать:
В рабство, знаем, обращали
В мир свободных узденéй,
[За Лермóнтом вслед из дней,
Хоть того не обещали],
Женщин что бесчестил тот
Там солдат – им месть пойдёт…
V ̅ MMMCDXXV / 8 425
Жители – вдруг согласились…
Хоть и стычка вслед была,
Те дела давно забылись –
Губашá пора пришла.
Что – разбойник, убивает
И в темницу всех сажает.
И имущество людей
Забирал всегда злодей.
Требуют его там смерти,
Хоть Хункáр и обещал
Не убить, как Вам сказал,
Но и жителям поверьте.
Выколол ему глаза –
Поутихла стрекоза…
V ̅ MMMCDXXVI / 8 426
Был немерено силён
Тот Губáш, как говорили.
Кунака убил там он,
Что Шабáном мы почтили,
Из Шатоя был кунак.
И Магъáш не смог никак
Отрядить того слепого,
С раной он лежит. Иного
От Зумсоевского ждали.
Девятнадцать ран Шамиль
Получил, в Имама стиль –
Раны в деле мы считали.
Тут Зирáр из Шахади
Подлетел – теперь иди…
V ̅ MMMCDXXVII / 8 427
Губаша того убили –
Неожиданностью взял,
Утренний пока творили
Все намаз, он поджидал.
Без оружья был Имам,
Это тоже скажем Вам.
Вслед тому в Шатой вернулся,
Тем раненьем обернулся:
Семь – в живот ранений было,
В корпус – дюжина пришла,
Воина таки дела,
Книга тоже не забыла,
Как за Бога он страдает,
Шариатом продвигает…

Раненый шейх Шамиль по настоянию муридов-чиркейцев выходит в поход и берёт Зубутль и Чиркей

V ̅ MMMCDXXVIII / 8 428
Двадцать Дней лежал Имам
Из-за тех его ранений,
Это мы сказали Вам,
Избежал народ волнений.
Гъазауáт вести хотят
Из Чиркеевских ребят
Многие, зовут Хункáра
В состоятельность удара.
На носилках понесут –
Если сесть верхом не сможет,
Бог тем воинам поможет,
Что ещё поделать тут?
Встал, к войне он снарядился,
На Чиркей их путь открылся…
V ̅ MMMCDXXIX / 8 429
А семью в Дачу-Борзой
Вслед Имаму перевозят.
Шугъайыб, боец лихой,
Весть из книги нам доносят,
Перевёз их в Анди-юрт,
Рядом с Курчалоем джурт.
Там пока семья Имама,
Без волнений диорама.
До Зубýтля шёл Имам –
Там народ уже собрался,
Эндиреем укреплялся,
Всё старшинами там Вам,
Что хотят сопротивляться,
Более того – сражаться…
V ̅ MMMCDXXX / 8 430
С трёх сторон мурид ударит –
Сам Имам там в первый ход,
Амирхан при всём параде,
Что Чиркейский, бой даёт
Стороной уже второю.
Имя третьего раскрою –
Маммадхан Андийский был,
Что муáллиф не забыл,
То бишь – составитель книги.
Что Мухаммад Карахи,
Помогал писать стихи,
В подтверждение интриги.
Зубутлинцы – покорились,
Чужаки в селенья вбились.
V ̅ MMMCDXXXI / 8 431
На чиркеевской горе
Наш Хункáр остановился.
Продолжением в поре –
Счёт чиркейцев проявился:
Кто с Имамом хочет быть –
Сядет справа, что не скрыть.
Все к Имаму там подсели,
Кади смог сказать что еле…
В общем, весь Чиркей – у нас,
Верностью что отличался
У Имама, в том признался
В Áхуль-гóх, чтоб знал Кавказ:
Помощь вся – оттуда будет,
В основном. Бог не забудет…

Имам берёт стратегически важные пункты – селения Ишкарты, Эрпели и Каранай, разбив и обратив в бегство русские войска генерала Клюки фон Клюгенау, шамхала Абу Муслим-хана и Ахмад-хана

V ̅ MMMCDXXXII / 8 432
Знай, за рост и за святых
Бог войну и объявляет.
Где – процентов-банков – жмых
Ясно Боже отсекает…
Со Святым кто враждовал –
С Богом в ту войну попал.
Был Хункáр – Уалúю Ллáх,
Стих Известнейший в мирах…
То есть, он – святой Аллаха,
Трижды взявший Тарикъат
От Троих Устáзов, свят
Стал Имам, что знает плаха,
Ненавистников что ждала –
Бога Гневом не прощала…
V ̅ MMMCDXXXIII / 8 433
И в Ас-Сúфруль, что Аснá*,
Это дело прояснялось,
Всем во всём на времена –
Ничего не изменялось.
Зверь в Талхúсе прочитал,
Что он людям рассказал…
… Возвращаясь прямо к делу,
Яд – подобен самострелу:
Дважды отравить хотел
Уллубий, что скажем тоже,
Негодяя помнит всё же
Книга, хоть не преуспел.
До него дойдёт картина,
Неприятный хоть детина.
V ̅ MMMCDXXXIV / 8 434
В Ишкарты Имам пошёл,
Что – Ишкатали – при брате,
Географию кто счёл
Нам в отличном риуаяте.
Абу Муслим, Ахмад-хан,
Русских много этим в стан –
Всех, однако, убивают,
Малость в бегство обращают.
В Эрпелú затем идут –
Коль стратегиею стало,
Войско так и воевало –
Уллубия дом сожгут:
Старшиной вслед Áхульго
Был в Гимри, пойми с того.
V ̅ MMMCDXXXV / 8 435
Уллубий всё обещал
Всем от русских и подарки,
Мерки серебра давал,
И награды для затравки.
Крепости построит враг
В Бóтлихе, Андú – вот так,
Третью – в округе что Хид,
Людям Уллубий твердит.
Дагестанцев наберут –
Чтобы с турком воевали,
Этих же – не принуждали,
Земли тоже им вернут.
Чтобы с турком воевать –
Дагестану в бой вступать?..
V ̅ MMMCDXXXVI / 8 436
В общем, люди покорились –
За подарки, серебро.
За врагами устремились,
И хватило им того.
В Каранай Имам вступает,
То селенье каждый знает.
Тут чиркейцы отпросились –
Жатвой нивы колосились.
И андийцы вслед уйдут,
Уведут с собой Имама,
Так открылась Панорама,
В книге все её найдут.
Мы немного сократили,
Речи чтоб не утомили.
V ̅ MMMCDXXXVII / 8 437
В общем, ход набрал Имам –
В Дагестан, считай, вернулся.
В радость нам, на зло врагам,
План от Бога развернулся,
Чтобы вся земля Кавказа –
До Гъисы возврата раза –
Это помнила и знала,
За Хункáром зашагала.
Пусть, не всем то было надо –
Есть в миру златой народ,
Духа чистотой возьмёт,
В нём святых была отрада.
Остальным же – Бог-Судья,
Он решает, а не я…

Шейх Шамиль подчиняет чеберлоевцев, уничтожает посевы Ахмад-хана в селении Тлайлух в Хунзахе и берёт Игали

V ̅ MMMCDXXXVIII / 8 438
В Чеберлой идёт Хункáр,
Подчинением смирил.
В Дагестан вернёт удар –
Сокол в Тукита парил.
Сжёг посевы Ахмад-хана,
Вражеского был что стана,
В Тлáйлухе, земля Хунзаха,
Сверху смотрит – полон страха
Ахмад-хан, не помешал.
В Игали зашёл Имам,
Это тоже скажем Вам,
Чтобы в мире каждый знал.
Здесь войны плохая хитрость,
От врага опять не милость.
V ̅ MMMCDXXXIX / 8 439
Тидуриль Мухаммад здесь –
Дескать, от врагов ушёл.
Был в смиреньи с виду весь –
Пониманья не нашёл.
Мухаджúр Хаджи-Мурад
Прояснил войны обряд –
Ахмад-ханом заслан был,
Чтоб Имама так убил
Тидуриль Мухаммад, всё же.
Сам Хаджи-Мурад убьёт
Засланного, знай, народ,
Это в книге будет тоже:
Дело между ними было
До того, как смерть сманила.

Муриды берут Гельбах и Янги-юрт и сжигают оба селения

V ̅ MMMCDXL / 8 440
Два села Имам берёт –
Гельбах с Янги-юртом в деле,
Те селения сожжёт,
Обстоятельства велели.
Янги-юртцы разбежались,
Сокращеньем речи стались.
Гельбах же – переселили
В место, что и укрепили.
Там не просто так сжигают –
Чтобы враг не подобрался,
Тем народ переселялся,
Что мустáшрики скрывают.
Дескать, всё Имам сжигал –
Поясненья не давал.
V ̅ MMMCDXLI / 8 441
Там и русские сжигали –
Но не чтоб переселять,
Коего опять «не знали»,
Что Ермолова подать –
Всё наказывать, рубить
Просеки в лесах, добить
Весь Кавказ – от края в край.
Той политикой шагай.
Розен – тоже так считал,
Что соратник у Ермола,
Декабристская крамола
Всех достала. Час настал.
Мельком дело прояснили,
Речи чтоб не утомили.

Имам Шамиль берёт селения Гимри, Мухита и Верхняя Ашильта

V ̅ MMMCDXLII / 8 442
Три селенья те берёт –
Караная и Чиркея
Гвардия туда пойдёт,
Что Имамова затея.
Сам пошёл на Áхульго…
[Место краха своего],
Джаўхарáт похоронить –
Годы эти не забыть…
Года Два его ждала –
Телом словно вся живая,
Мученица вся святая,
Что покой уж обрела.
Мир закончился нежданно,
К Богу все явятся званно…
V ̅ MMMCDXLIII / 8 443
Кто – готов. И кто – прощён.
Большего, порой, не надо,
Строг Аллаха, пусть, Закон –
Не во вкусе шоколада.
Но любимцев Бог – простит,
Помни то, младой пиит,
Нет иного в мирозданьи,
Для акулы и пираньи,
Для святых, чертей, людей,
Джиннов, ангелов, микробов,
Дипломатов, хлеборобов –
Для творений всех мастей.
Бог – Прощающ, Милосерд…
Каталунья ль, Манцикерт…

Русские входят в Саид-юрт, муриды идут туда и разбивают врага

V ̅ MMMCDXLIV / 8 444
Шаг за шагом в Дагестан
Стал Хункáр наш углубляться,
Что обычным станет Стан –
Коль точнее – возвращаться…
Ворог в Саид-юрт вошёл –
Полетит мурид-орёл,
Чтобы с русскими там биться,
Бога милости добиться.
Галафеева разбил,
Генерала что шагает –
Много русских убивает,
В бегство тоже обратил.
Русский там писал иначе,
Видно, видимо тем паче.
V ̅ MMMCDXLV / 8 445
Разночтенье – неизбежно.
Где-то – чтобы правду скрыть,
Что шагает центробежно,
Чтоб колонией не быть.
Тем не менее, бывает –
Что ошибка западает,
Умысла хоть злого нет,
Знает то святой аскет.
Что от Бога в Боге с нами –
Всё к смирению взывал,
Чтобы зверь не лютовал
И склонился перед Вами.
Мир – закончится. Ну, что ж.
Испытаньем был хорош…

Дочь армянского купца-христианина Анна Уллуханова попадает в плен, принимает Ислам и становится женой Имама Шамиля по имени Шуанат

V ̅ MMMCDXLVI / 8 446
Джаўхарáт так заменили –
Весь народ тогда считал,
Как армянку ту отбили.
Бог Всевышний Сам давал
В жёны нашему Хункáру,
Что и сам под стать был дару.
Граббе взять её хотел –
В Áхуль-гóх что преуспел.
Уллуханова была,
Что Ислам тут принимает,
Парой Боже сочетает,
Вот такие там дела…
Анна стала Шуанат.
Рад я вести этой, рад…

Имам Шамиль совершает круговой обход всех земель, вводя управление среди людей, и возвращается к семье в Старое Дарго

V ̅ MMMCDXLVII / 8 447
До средины той зимы –
В Тысячу Двухсотый Год
С Пятьдесят Шестым, где мы, –
Все владенья обойдёт
Круговым обходом сам,
В Имамате наш Имам.
Управление он вводит,
Что при всём честном народе.
Исправляет недостатки,
Кое-где в набег пошлёт,
Где-то русских отобьёт,
Устраняя неполадки,
Процветал чтоб Имамат,
Книги так нам говорят.
V ̅ MMMCDXLVIII / 8 448
Так дела там продвигались –
Где администраций ход,
Люди хоть навоевались,
Дальше всё войной идёт.
Но и жить ведь людям надо –
Где мирской воды ограда,
Чтобы сеять, в поле жать,
А не только воевать…
Ведь война, коль безысходна,
Не поделать там уже
Ничего на вираже.
Но, порою, – и свободна…
Муж святой не хочет всё же
Всей войны, Великий Боже…

Муриды берут Гельбах в 3-й раз

V ̅ MMMCDXLIX / 8 449
Гельбахцы – в село вернулись
И отстроили его,
Укрепленьями взметнулись,
В башнях – более того.
Чтобы натиск удержать,
Долго с нами воевать.
Но – муриды сокрушали,
То селенье снова взяли,
Успокоили людей,
В общем, дело улеглось,
В пору мягко обошлось –
Богу всё всегда видней.
Хоть война по расписанью –
Миру той же глухоманью.
V ̅ MMMCDL / 8 450
Как – с Пророком дело было:
За волною там – волна…
Вера та не укрепила
В сердце мрачном стремена…
Потому там мягкость в деле,
Хоть и пули долетели.
И летят, порой, не раз,
Где в миру лихой Кавказ.
Чтобы – веру укрепить
Воевать пришлось Хункáру,
Что под стать Али, Умару,
Чтобы миру оценить:
Что же сделал нам Имам
Укрепить в сердцах Ислам…

Войска Имама идут в Насирин (Назрань)

V ̅ MMMCDLI / 8 451
С Гельбаха – в Назрань пошёл,
Где нелёгким дело стало:
Хитрость люд там приобрёл,
Хитрецов хотя немало.
Их селенья сжёг Имам,
Чтоб яснее мне и Вам,
Ведь заранье известил
Их Хункáр. Народ забыл?
Всё оттяжкой дней там жили –
На Имама нападают,
Всё открыто проявляют…
В крепости тогда укрыли
Семьи все, своих детей,
Все пожитки поскорей.
V ̅ MMMCDLII / 8 452
Фланг Имама там – просел…
Наступленья, что ль, не ждали
Средь войны обычных дел?
Или хитрость не встречали?..
Так с назранцами сразились,
Этой битвой отличились –
В крепость всех тогда загнали,
Как нам в книге рассказали.
Что ж, не всё легко даётся –
Где-то – в чёт, а где – в нечёт,
Бога Волей всё течёт,
Року всё там придаётся,
Чтобы в мире усмирить,
Суть людей определить…

Русские входят в Чиркей и строят там крепость

V ̅ MMMCDLIII / 8 453
В ярость наш Имам пришёл –
Что Чиркей тогда отдали.
Враг в селение вошёл –
А наибы опоздали.
Байсулав Андийский был,
Коего Имам казнил.
Каратинский был Галцáб,
Смерти что искал сабáб.
Шугъайыбу там досталось,
Коего Имам сместит,
Хоть и был тот знаменит.
За Галцáбом тем же «малость» –
На восстанье подбивал:
В Кванаду, Гидатль писал.
V ̅ MMMCDLIV / 8 454
Так, к андийцам шёл Имам.
Рамазан Андийский встретил
Там в пути Хункáра сам,
На вопросы все ответил –
И в Андú он всех завёл
Без войны, таков орёл.
Газияв Андийский тут
Стал наибом – люди чтут.
А с казной Галцаб бежал,
И поймать его не смогут,
Книги знанием помогут,
Чтобы всякий дело знал.
Вслед Чиркея был Аух
Русским целью, скачет слух.

Неудачное нападение русских войск на Аух

V ̅ MMMCDLV / 8 455
Был в Андú Шамиль Имам –
Русские в Аýх вступают.
Славой вечной Небесам,
Сотней славною влетают
Там муриды в тот аул –
Страха сильный будет стул.
Ночью русские хотят
Убежать, в чём известят.
Но Джамал Чиркейский тут
До утра уговорил
Подождать и остудил,
Утром все и убегут.
Как же все его боялись,
Что от страха разбежались…
V ̅ MMMCDLVI / 8 456
Хéйбой сокрушал Имам –
Перед Богом в мир величьем.
Кто не видел это сам,
Будет вновь страдать двуличьем.
Зверь, святых что повидал,
Это дело точно знал –
Там сиянье изойдёт
С их лица, познай, народ.
Лишь несчастный не увидит –
Остальным же всё вдомёк,
Очень там простой урок,
Лишь глупец себя обидит.
Рифму эту я забыл,
Боже в Стан сей разместил…

Муриды под командованием кадия Абу Бакра Аргванийского берут Унцукуль, Балахани и Гимри

V ̅ MMMCDLVII / 8 457
Всей Аварией владеть
Стратегическим владеньем,
Нужно в этом преуспеть
В той войне всепоученьем.
Хоть Имам сам болен был,
Абу Бакра снарядил:
Ночью в Унцукýль войдут,
Всё тахлúлем ясно тут –
Ля иляха илля Ллах
Над Унцýкулем летит,
Лицемер там убежит,
Голову что прячет в прах.
Остальные оставались,
Шариатом размягчались.
V ̅ MMMCDLVIII / 8 458
И Гимри с Балахани
Тоже делу подчинились,
Стали смирными они,
Все обиды позабылись.
Но не всё там просто так –
Дел хоть было на пятак,
Всё сомнениями стало,
Власть наиба развращала?
В общем, там народ восстал –
Русских в Унцукýль зовут,
Что построят крепость тут,
Унцукýлец снова стал
С русскими в войне дружить,
Чтоб с Имамом им не быть…

1 257-й Год Хиджры

Обсуждение закрыто.