некто Donatello. Проявит ли русская литература интерес к Окталогии кавказского поэта? (о ясности для «Ясного»)

Ночь беременна рассветом…
Хафиз

Итак. В январе 2020 года окталогия «Ас-Сафú» (186 тысяч строк, уже имеющиеся в наличии) российского поэта и журналиста Шукура Тебуева стала доступна в интернете – на официальном сайте автора assafi.ru. Также произведение в полном объёме размещено на крупнейшем российском литературном портале Стихи.ру. Таким образом, программа-минимум по техническому продвижению этого колосса выполнена. Теперь все, кто услышал об Окталогии, могут спокойно ознакомиться с ней в мировой «паутине».
Вопрос второй. Кто слышал-то?
Несмотря на усилия команды технической поддержки Окталогии (надо полагать, люди неплохо знающие своё дело), – этого мало. Произведение – огромное. Видимо, с соответствующей трудностью приведения его в движение, выведя из статического состояния. Но и плюсы всё там же – в случае успеха, «Ас-Сафи» может обрести невероятную силу инерции, которой может хватить до Конца Света, собственно, в эпоху которого и для обитателей которого и был написан «Ясный» (т.е. «Ас-Сафи»).
Кроме простых читателей, которые могут быть заинтересованы в произведении и пока не знают о его существовании, есть пласт специалистов, курирующих эту сферу культурной жизни – как в России, так и в мире. Литературное комьюнити – способное предать анафеме, причислить к лику святых или элементарно проигнорировать.
«Ночь беременна рассветом, я считаю звёзды в небе», – сказал Хафиз. И, возможно, сказал бы сейчас. Что же ждёт там впереди?..
«Ас-Сафи» – прагматичный труд. Несмотря на всю его напичканность запредельными романтическими веяниями и образами. Весьма и весьма. Он вряд ли пойдёт на поводу. Подобно леопарду, лежащему на тропе добычи, одновременно отдыхая и охотясь. Окталогия имеет свой алгоритм поведения, который трудно угадать заранее. В своё время, из большого, но довольно заурядного произведения с региональной тематикой, «Ясный» превратился в лидера современной мировой поэзии. Как по количеству строк и затрагиваемых тем, так и по обилию стихотворных размеров. Был даже создан свой – Шáмиль, который больше навевает воспоминания о таблице интегралов и логарифмов с прицелом на тензорные уравнения, чем похож на обычный вольный стих.
Нужно ли Окталогии признание? Как критиков, так и простых читателей? Как историков и философов, так и деятелей религии (многие из которых уже открестились от произведения, даже формально являясь представителями видимой святости)? Пирог мирового внимания уже давно поделен. Зачем им всем такой многообещающий игрок? Кстати, инициативная группа собирается номинировать «Ас-Сафи» на Нобелевскую премию по литературе. Интересно, кто же напишет те самые 10 необходимых положительных рецензий? Если даже на общее ознакомление уйдут месяцы, не говоря уже о самом написании критического отзыва.
Вопросов много. Несмотря на то, что Нобелевский комитет является фаворитом в увековечивании литературного статуса, он не раз уже подвергался жёсткой критике за не особенную прозрачность в принятии решений. Трудно их осуждать за это, когда желающих получить трофей так много.
Ощущается, что «Ас-Сафи» не нуждается в Нобелевской премии. А вот она, возможно, со временем, ощутит эту нужду. У произведения есть свой читатель. Вдумчивый, ищущий, осознающий. Их мало. Пусть. Бриллиантов всегда мало в породе. Зная это, произведение вряд ли погонится за миллионами посещений сайтов. Как и за благосклонными рецензиями авторитетных критиков. 
А вдруг «Ас-Сафи» пойдёт на ура во всём мире, что тогда?..

некто Donatello
23.01.2020

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *