Предисловие к окталогии «Ас-Сафи»

Работа над окталогией началась 30 мая 2015 года. 4 декабря того же года был завершён 1-й Раздел, 8 мая следующего – 2-й Раздел. В мае 2017 года, после завершения 3-го Раздела «Ас-Сафú», был дан старт сразу 4-му и 5-му Разделам окталогии с интервалом в несколько недель. Первоначально планировалось написание относительно небольшой книги в форме свободного стихотворного изложения, не стеснённого рамками стиля повествования или темы. Позже книга вылилась в «Аутад», хотя и тогда мысли о создании чего-то более объёмного не было. С появлением «Двух Имамов», состоящих исключительно из Газелей, путаница с названиями и терминами усилилась. «Четыре Султана» предполагались как передышка и формирование общей концепции произведения, которое в ходе написания 3-го Раздела получило название «Ас-Сафú» (Ясный). По ходу изложения материала был избран вариант строфы из 14-ти строк, более известный как «онегинская» строфа. Снова не стеснённый жесткими критериями сонета и написанный преимущественно хореем данный вид для удобства получил название Стан. В данное время работа над «Фúкхом» и «Сóдом», 4-м и 5-м Разделами окталогии, идёт примерно в том же ключе. Произведение впитывает любой положительный опыт мировой поэзии, хотя её ориентиры на Восток очевидны. Тематика в некоторых случаях определяет выбор «литературного оружия», более подходящего для данного вида «поэтической битвы».
Объёмы окталогии «Ас-Сафú», готовые к печати, можно сравнить с весьма крупными мировыми эталонами жанра – от «Илиады-Одиссеи» Гомера до «Рамаяны». Даст Бог, после завершения работы над текущими Разделами, сочинение будет сопоставимо с крупнейшими поэтическими произведениями мира – «Шах-Намэ» и «Махабхаратой» в её расширенной версии. Чтобы своими «Апологией», «Функцией» и «Индукцией» (6-й, 7-й и 8-й Разделы), в итоге, оказаться в «весовой категории» «Манаса» – крупнейшего поэтического явления известной мировой словесности, насчитывающего в разных версиях до полумиллиона строк. 
Таким образом, Ас-Сафú позиционируется уже в имеющейся мировой литературной системе координат как сочинение в стихах из Восьми Разделов философско-дидактического содержания. 
Вольные бейты-четверостишья, газели, рубагъи, сотни-пирамиды, станы наряду с планами на тахмис, мухаммаса и шамили – вот неполный перечень используемых средств. Смысловая нагрузка варьирует от историко-эпических моментов в летописи человечества, которые имеют разночтения, до борьбы духа и эга – ставшей краеугольной темой всего сочинения. 
Невозможно считать и называть себя автором всего этого. Хотя удалённость от мистических озарений Хафиза очевидна, простое поэтическое изложение материала, приведённого корифеями разных областей знания в их книгах в форме прозы, давалось на удивление легко. Иначе как Божьим промыслом это нельзя назвать.
Благодарю всех – кто помогал в воплощении данного замысла.
Особая благодарность за помощь в вопросах набора, вёрстки, дизайна, других технических аспектов племяннице Аиде и дочери Мариям.


P.S.
Читая Ас-Сафú, каждый сможет увидеть себя…

25.11.2017
Всем ценителям всего прекрасного с уважением
Шаккýр Гъарúб

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *